История театра

В середине 20-х годов ХХ века в недавно образованной Тувинской Народной Республике зарождаются первые самодеятельные кружки, организаторами которых становятся представители местной интеллигенции, молодые и революционно настроенные люди. Самых активных участников этих кружков отправляют на учебу за пределы ТНР - в Монголию, в СССР. С 30-х годов они начнут работать как специалисты и как культурные агитаторы, принимают активное участие в общественно-культурной жизни республики. К концу 30-х число таких кружков в Туве достигало 40.

В 1930 году Туве вводится национальная письменность на основе ново-тюркского латинизированного алфавита. Издаются первые газеты, журналы, книжки, начинает развиваться художественная литература. Появляются первые авторы, печатаются их стихи, рассказы и сценки. Через год в газете «Шын» опубликована первая одноактная пьеса для детей, написанная на тувинском языке А. Спириным под названием «Мы уничтожим». Также выходят пьесы А. Тэмира (Александр Пальмбах) «Девушка из колхоза», приуроченная к 10-летию национально-освободительной революции и создания ТНР.

1935

На свет выходят пьесы «Женщина» С.Тока, «Чалым-Хая» и «Не забудем про джут» В.Кок-оола.

VIII Великий Хурал ТНР выносит постановление об организации государственного театра.

1936

В Кызыле при учебном комбинате и на базе клуба им. Оюна Шагдыр-Сюрюна создается национальная театральная студия. Приемные испытания первыми проходят: Оюн Кара-Кыс (Мунзук), Оюн Монгальбии, Белекей, Кок-Кыс (Долдан), горловики Комбу и Ондар Комбу, Сорукту, Менди, музыкант Кара-оол, Оюн Лагба и Лаптан. Преподавателями были А.И.Раевский, Оюн Ортун-оол, Оюн Танчай, Лопсан-Кенден и др.

После 3-х месяцев учебы, 25 марта 1936 года, в клубе имени О. Шагдыр-Сюрюна, студийцы дают свой первый большой концерт. Этот день вошел в историю как День рождения тувинского театра. На другой день после выступления студийцы верхом на конях выехали гастролировать по республике.

В студию дополнительно поступают учиться Севильбаа, Олзей-оол, Самба-Сюрюн, Окан, Намдара. Приняты также Мунзук, Полат, Базыр-Сат, Ортун-оол. К числу руководителей театра присоединяется драматург В.Кок-оол.

Студийцы своими силами ставят и представляют премьеру драмы «Хайыраан бот» (букв.«Скорблю по себе») В.Кок-оола.

В том же году состоялась премьера спектакля С.Тока «Три года на посту председателя ячейки» Главные роли играли: Тонгур-оол – В.Кок-оол, Севильбаа – К.Мунзук, Сандак – М. Момбужай, Калбак-Кадай – Х. Анчимаа, Такпалдай – М. Мунзук, Сержимаа – Серен.

1937

Печатается первый сборник «Книга пьес», куда вошли «Узун-Кара, Семис-Кара» С.Тока, «Добрый день» и «Хайыраан бот» В. Кок-оола, а также переводная пьеса «Борьба будет сильной». В следующем году появляются пьесы «Ханский закон» С.Сарыг-оола, «Вроде, кишки прострелили» М. Мунзука и другие. Все эти пьесы регулярно ставились на сцене профсоюзного клуба им. Оюна Шагдыр-Сюрюна в городе Кызыле, впоследствии некоторые из этих пьес включались в репертуар театральной студии.

1939

Студийцы ставят первую переводную пьесу на тувинском языке «Любовь Яровая» К.Тренева.

В конце года в театр приезжает работать В.Оскал-оол и в следующем году основывает цирковую группу при театре-училище.

1940

Театр-студия реорганизуется в государственный музыкально-драматический театр. Открывается театрально-музыкальное училище (ТМУ), где начинаются занятия по специальным и общеобразовательным дисциплинам. Директором работает М.Б.Кызыл-оол. В качестве педагогов-руководителей из СССР приглашены режиссер И.Я. Исполнев (ученик В.Мейерхольда), композитор А. Аксенов, капельмейстер Л. Израилевич, вокалистка Н.Миронович, пианистка Ю.Рейшис. Главным художником назначен А.Сажин. Ему помогают московский художник Ф.Демин вместе с начинающим А.Ланзы и другими студийцами.

1941

Премьера первой учебной постановки студийцев – «Мятеж» Д.Фурманова. Перевод сделан усилиями творческой бригады.

Поставлен новый отредактированный вариант спектакля «Три года на посту секретаря ячейки» под названием «Тонгур-оол». Он будет идти в театре в течении всего советского периода.

1942

И.Исполнев ставит большую советскую патриотическую пьесу К.Симонова «Русские люди» (перевод на тувинский язык О.Саган-оола и С.Сарыг-оола под редакцией С.Пюрбю).

Ставится пьеса С.Пюрбю «Таков наш путь». Главным художником назначен Ф.Демин, оформлявший почти все студенческие работы тувинского театра военной поры.

До приезда 1943 года музыкальной частью заведует Л.И.Израилевич, талантливый трубач и капельмейстер, чуткий педагог. Он одновременно дирижирует хором, руководит оркестром, обрабатывает тувинские народные песни, пишет музыку. Самые известные его произведения: «Тулчуушкунче» на слова С.Пюрбю (1941), «Тувинские акварели» (1946), «Танец с тарелочками» (1947), «Сердце арата», «В стране голубой реки» (1970), «Кудер-анчы» (детская опера) по либретто В.Серен-оола (1989) и др. Фото Израилевич

Театру передают здание, где располагался Клуб советских граждан ТНР. Процесс перехода на новое здание занял 2-3 года. В настоящее время в нем функционирует Тувинская государственная филармония.

1943

В театре начинают работать приглашенные специалисты из СССР: дирижёр-хормейстер Р.Г.Миронович, балетмейстер-постановщик А.В. Шатин, балетмейстер-педагог Е.Н.Чарова, вокалист-хормейстер С.И.Булатов.

Производится дополнительный набор учеников в училище. В то время приняты Алексей Чыргал-оол, Алексей Тугур-оол, Кара-Сал Дамдын-оол, Сергей Шойгу, Шивитпаа, Хорлуваа, Багай-оол, Адыя, Оляй, Маадыр-оол, Кунгаа, Ловунчап, Билчей, СандараТокулдай, Анай-оол и др. Число учащихся училища тогда составляет 135 человек, но в июне 1944 года его сокращают до 85 человек.

В вокально-хоровой группе под управлением С.Булатова и Е.Чаровой учатся Мария Маный, Алексей Соднам, Монгуш Даваа, Клава Допулай, Олег Сувакпит, Оржунмаа Монгуш (Екатерина Кенденбиль), Анна Долчун, Людмила Коваленко, Валентина Норбу и др. В цирковой группе занимаются Алексей Хуурак, Дмитрий Очур, Хензиг-оол Кужугет и др. Кроме них в училище также учатся Манчакай, Кошкендей, Саган-оол и др.

А.Шатин создает балетную группу, куда приняты Наталья Ажыкмаа, Екатерина Кыдай, Николай Кысыгбай, Андрей Сагды, Степан Сарыг-оол, , Фаина Дубовская, Катерина Харлыг, Клара Намчак, Монгуш Севильба, а также М.Сай-Хоо и О.Самбыл. Вскоре Шатин поставит «Танец с флейтой» с М.Севильбаа и знаменитую «Звенящую нежность» на музыку А.Аксенова. Фото Шатин

Музыкант-дирижер Р.Миронович, работавший до этого с С.Я.Маршаком, Н.А.Сац, организовывает при театре-училище первый профессиональный оркестр тувинских национальных инструментов. До его приезда в театре уже был свой ансамбль национальных инструментов, которым руководили М.Мунзук и Л.Израилевич. Под руководством Мироновича выросли известные музыканты Р.Кенденбиль, А.Чыргал-оол, В.Кок-оол, В.Монгальбии, А.Лаптан, К.Тамдын, О.Лагба и др. Национальный оркестр просуществовал до 1947 года, но возрожден в 2003 году. Фото Миронович

Состоялась премьера комедии «Лекарь поневоле» Ж-Б. Мольера, ставшей первой тувинской постановкой по произведениям мировой классической драматургии.

1944

Студенты ТМУ представляют новую редакцию драмы В.Кок-оола «Хайыраан бот» в постановке Исполнева. Музыку обработал композитор А.И.Аксенов, художники-оформители – А.Сажин и А.Ланзы. Для музыкального сопровождения спектакля впервые используется созданный при театре оркестр национальных инструментов.

После вхождения ТНР в состав РСФСР на правах автономной области, театр именуется Тувинским областным музыкально-драматическим театром.

Во время Великой Отечественной войны артисты-студенты театра-училища много выступали с театрализованными агитационными представлениями «Все силы на разгром врага», «Партизаны», «Чылча шавар», «У колхозного села», «Малчын арат» и т.д. и т.п.

1945

В Кызыл приезжает художник-оформитель Н.К.Рушев, которого назначают главным художником театра. Его приезд становится началом профессионального театрального художественного оформления в Туве. Среди его учеников – известные мастера, основатели современной тувинской живописи В.Тас-оол, А.Ланзы и др. Фото Рушев

Состоялась премьера дипломного спектакля студентов ТМУ «Бедность не порок» А.Н.Островского.

Всего училище окончили по специальностям: «драма» (IV курс) – 21, «драма» (II курс) – 9, «оркестр» – 14, «цирк» – 7, «хореография» – 16. (Фото: Коллектив театра с руководителем И.Исполневым)

В августе состоялся показ 1-го акта первой тувинской национальной оперы «Чечен биле Белекмаа» С.Сарыг-оола (постановка Исполнева). Музыку написал Миронович, однако его отправляют работать в Киргизский оперный театр.

В конце года тувинская цирковая группа, основанная В.Оскал-оолом, перешла в ведение главного управления госцирка СССР. (Фото: Группа Оскал-оола)

В первой половине 40-х в театре создается русская труппа, ядро которой составили Павел Кудрин, Вячеслав Митряшкин, Николай Осердцов, Нина Филатова, Алесандр Шеховцев, Мариам Рамазанова. Позже пришли Зоя Голубева, Леонид Котов, Фаина Дубовская, Людмила Сысоева, Георгий Черников, Николай Стоякин, Лидия Березко, Борис Терехов, Алексей Фролов. Все они учились вместе с тувинской группой. Для русской группы к 1946 году поставлены студенческие работы: «Беда от нежного сердца», «Женитьба Бальзаминова», «Жорж Данден» (выпускной спектакль).

 

1948

Сокращения в сфере культуры во всем Союзе. В тувинском театре распущен оркестр, упразднена балетная труппа, сокращен драматический коллектив. Музыканты оркестра искали себе нишу на радио, в школах, районных клубах. Балерина Наталья Ажыкмаа уехала с мужем Николаем Рушевым в Улан-Баторский театр Монгольской Народной Республики, там у них в 1952 году родится дочь, знаменитая художница Надя Рушева.

Костяк драматической труппы театра составляют Кара-Кыс и Максим Мунзуки, Олег Намдара, Николай Олзей-оол, Любовь Севильба, Алексей Чыргал-оол, Мария Баир, Владимир Монгальби, Оюн Болдукпан, Ольга Ензак, Дмитрий Дамба-Даржаа. В труппу влились хористки Хургулек Конгар и Екатерина Кенденбиль, танцовщик Николай Кысыгбай и др.

Тувинский театр утрачивает статус музыкально-драматического, хотя ставились отрывки из опер «Князь Игорь» Бородина, «Чио-Чио-сан» Пуччини и шли «Половецкие пляски», «Вальпургиева ночь», фрагменты из балета «Коппелия». Чтобы отстоять статус, коллектив ставит музыкальную комедию «Запорожец за Дунаем» С. Гулак-Артемовского, но спектакль снимают с репертуара. Театр становится государственным драматическим театром Тувинской АССР.

Состоялась премьера инсценировки романа «Как закалялась сталь» Н. Островского.

Режиссер А.Богданова ставит новый героический спектакль «Молодая гвардия» А. Фадеева. Роли играли: Ульяна Громова - Л. Севильба, Олег Кошевой - А Чыргал-оол, Любка Шевцова - X. Конгар, Сергей Тюленин - М. Дакпай, коммунист Валько - М. Мунзук.

С 1949 года, с перерывами на учебу, до последних лет жизни ведущим художником был Сергей Ланзы, много лет работавший главным художником. Он займется оформлением почти всех спектаклей тех лет, т.к. «Пробуждение» О.саган-оола, «Тайфун» Цао Юй, «Гроза» А.островского, «Самбажык» В.Кок-оола, «Товарищ директор» М.Мунзука и др.

1950

По назначению из Москвы в Туву в качестве главного режиссера театра приезжает заслуженный артист РСФСР И.С. Забродин, создавший в 1936 году Горно-Алтайский профессиональный театр, ученик С.Эйзенштейна. Вместе с ним прибыли и пополнили русскую труппу несколько опытных актеров. И.Забродин в театре поставил 80 пьес, 57 из которых – в русской труппе, среди которых: «Макар Дубрава» А. Корнейчука, «Васса Железнова» М.Горького, «Калиновая роща» А.Корнейчука. С участием артистов русской и тувинской трупп поставит спектакли «Свадьба в Малиновке» Б.Александрова, «Пролитая чаша» Ван Ши Фу, «Коварство и любовь» Ф.Шиллера, «Осуществлённая мечта» С. Тока и т.д. (Фото: Забродин Иван Степанович)

1951

Премьера «Ревизора» Н.Гоголя на тувинском языке (перевод выполнен группой писателей во главе с ученым А. А. Пальмбахом). Режиссер-постановщик – И.С.Забродин.

В Кызыле создано концертно-эстрадно бюро (КЭБ), которая в 1957 году объединена с музыкально-драматическим театром, а затем, в 1969 г. реорганизована в государственную филармонию.

1954

Премьера пьесы О. Саган-оола «В одном сельсовете» в постановке М. Мунзука и режиссера Е. Меркуловича.

В этом же году поставлена драма С. Токи «Осуществленная мечта».

1955

Закончили учебу и вошли в труппу театра выпускники Ленинградского театрального института: Галина Дугержаа, Фаина Дубовская, Валентина и Чылбак-оол Мортай-оолы, Владимир Монгальбии, Андрей и Клара Сагды, Оюн Сиин-оол, Куулар Сапык-оол, Тамара Сат, Александр Тавакай, Евдокия Угуджекова, Ооржак Чолбеней. Дипломные спектакли ленинградской студии: «Не было ни гроша да вдруг алтын» А.Островского, «Вторые пути» А.Афиногенова, «Любовь на рассвете» Я.Галана. (Фото: Выпуск 55 года.bmp)

Состоялась премьера спектакля «Платон Кречет» А.Корнейчука.

Главным художником театра назначен Николай Каширов.

 

Е. Меркулович ставит с русской труппой «Хижину дяди Тома» Г. Бичер-Стоу и привлекает в постановку артистов тувинской труппы.

1956

И.С. Забродин осуществил постановку драмы Б. Лавренева «Разлом».

К 20-летию театра поставлена музыкальная комедия «Свадьба в Малиновке» Б.Александрова.

Состоялась премьера спектакля «Хитрый Будамшу» Ц.Шагжина.

1957

И.С Забродин поставил спектакль «Человек с ружьем» Н. Погодина. Тема ленинианы продолжится в спектаклях «Именем революции» М Шатрова (режиссур С.Майер, 1966), «На берегу Невы» К.Тренева (постановщик С.Оюн, 1969). Во всех этих спектаклях вождя пролетариев играл О.Намдара.

Премьера спектакля «Васса Железнова» М.Горького.

1958

Постановка спектакля «Путь девушки» Клары Сагды, ставшей ее дебютной драматургической работой. Всего она напишет около 30 пьес, среди которых «Первая свадьба», 1963, «Это только начало», 1974, «Свадьба свадьбе рознь», 1979, «Балалыг-ла Балан-Сенги», 1989, «Крах Аржаалая», 1991, «Самыяа ноян», 2006, «Буян-Бадыргы Монгуш», 2011 и др. Клара агды – автор книги «история зарождения тувинского театра», изданного в Кызыле в 1973 году.

 

Премьера драмы «Васса Железнова» М.Горького в постановке И. Забродина (перевод Кадр-оола Сагды).

Тувинский государственный драматический театр возвращает статус музыкально-драматического.

1959

Всеобщее внимание привлекает новая музыкальная комедия В. Кок-оола «Ах, красавица!».

Е. Меркулович ставит с русской труппой «Кремлевские куранты» Н. Погодина. В роли Ленина выступил артист Л. Юхтин.

1960

На экран выходит фильм «Люди голубых рек» с участием тувинских артистов (киностудия «Ленфильм», реж. – А.Апсолон). Сценарий к фильму написали С.Сарыг-оол и О.Саган-оол.

1961

Тувинская автономная область преобразована в Тувинскую АССР. Театр переименован как республиканский. Труппа начинает гастролировать не только по районам Тувы, но и за пределы республики: в Хакасию, Киргизию.

В Кызыле на базе старого Дома пионеров создается театр юного зрителя (ТЮЗ). Основатель – выпускник Московского института культуры по специальности «театральная режиссура» С.Баир. После него ТЮЗом руководила З.Саая вместе с художником-постановщиком С.В.Лиховидом. В 1970 году ТЮЗ получит статус народного театра. С 1975 года по наст.вр. руководитель ТЮЗа – А.Чадамба.

1962

Состоялась премьера драмы «Гроза» Островского в постановке режиссера русской труппы С.Майера. Поставлена новая оперетта С.Сарыг-оола «Певцы дня».

1963

Премьера историко-героической драмы «Самбажык» В.Кок-оола, посвященной восстанию шестидесяти богатырей в 1883-1885 гг. Музыку к спектаклю написал А.Чыргал-оол, который позже станет композитором спектаклей «Любовью надо дорожить» (1972), «Певцы дня» (1972), «Плачущая скала» (1978) и др.

В первой половине 60-х также появляются спектакли: «Совесть» Д.Павлова (С.Оюн), «Чти отца своего» А.Лаврентьева (И.Забродин), «Русские люди» К.Симонова (В.Журавлев), Божественная комедия» И.Штока (С.Оюн), «Секреты фирмы Клеменс» (И.Забродин) и т.д.

1965

Р.Кенденбиль завершает музыку к опере «Чечен и Белекмаа», режиссер И.Комбу ставит ее в театре. Среди самых известных работ Кенденбиля можно отметить спектакли «Саян далай» (1975), «Инчеек» (1976), «Небесное создание» (1977) К-Э.Кудажы, мюзикл «Анчы-Кара, Ангыр-Чечек» Л.Гавриловой.

1966

Композитор С.М.Бюрбээ пишет музыку оперы «Чечек» С.Пюрбю, но постановка не была осуществлена.

1967

В театр приходит второй выпуск Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК) – Ирина Даваа, Дадар Барынмаа, Ирина Лопсан, Дарый Монгуш, Дыртык и Дадар Монгуш, Чадамба Монгуш, Люндуп и Мария Солун-оолы, Хертек и Анна Шириин-оолы, Владимир и Роза Серен-оолы, Кадр-оол Сагды, Валентина Мортай-оол, Кара Анчымаа. Фото: Выпуск 1968 со своим педагогом

1968

Сиин-оол Оюн, ученик Г.Товстоногова, становится главным режиссером тувинского музыкально-драматического театра. Вместе с ним трудятся мастера старшего поколения: С.Майер, Л.Бузина, а также молодые тувинские режиссеры К.Сагды, И.Комбу, С.Лиховид, Н.Баль. И.Забродин уходит из театра.

Главный художником театра назначен Г.Л. Торлук. Вместе с ним трудятся К.Баазан, Н.Росалев и др. После Г.Торлука этот пост займет В.Д. Бичиш. В начале 70-х в театр приходят художники Ю.Вахрин, В.Донгак, И.Ховенмей и др.

Крупные постановки II-й половины 60-х: «Красный поток» и «Любовью надо дорожить» С.Пюрбю», «Наше время пришло» О.Саган-оола, «Феликс Кон» К-Э.Кудажи и т.д.

1969

И.Забродин возвращается в театр. В последующие годы он поставит спектакли: «Нашествие» Л.Леонова, «Дон Жуан» Алешкина, «Бой с тенью» В.Тура, «Память сердца» А.Корнейчука и т.д.

Заведующим литературной частью театра работает С.Пюрбю (до 1973 г.).

С.Оюн ставит музыкальную комедию «Башмачки» Г.Гизатта, а также первый тувинский водевиль «Проделки Долумы» К-Э.Кудажы. Исполнительница роли Долумы молодая актриса Дарый Монгуш награждена премией комсомола Тувы (1970).

1972

Первое обращение тувинского театра к драматургии Шекспира. С.Оюн ставит «Ромео и Джульетту» в переводе С.Пюрбю.

Состоялась премьера музыкальной комедии «Певцы дня» С.Сарыг-оола (композитор А.Чыргал-оол).

В начале 70-х поставлены новые спектакли «Тополек мой в красной косынке» Ч.Айтматова, «В ночь лунного затмения» М Карима, «Черт в сундуке» Ц.Шагжина, «Маральи рога» В Шулбаевой, «Дуэль» М.Байджиева и др. Заняли свое место в репертуаре музыкальные спектакли «Чечен и Белекма» С.Сарыг-оола и Р.Кенденбиля в постановке И.Комбу и пьеса-легенда «Плачущая скала» К.Сапык-оола, поставленная Кадр-оолом Сагды по музыке А.Чыргал-оола.

1974

В театр поступают работать выпускники Кызылского училища искусств Александр Салчак, Ольга Кузина, Кан-оол Тагаланов, Людмила Тюлюш, Тамара Ондар, Раиса Бири-Санаа, Олча Донгак, Анзат Куулар, Надежда Наксыл, Серепаа Монгуш, Иван и Нина Бершанских, Иван Иконников, Алексей Тюлюш.

1975

На экраны выходит фильм «Дерсу Узала» режиссера А.Куросавы с Ю.Соломиным и М.Мунзуков в главных ролях. Эта картина удостоена наградами различных международных кинофестивалей, ТВ т.ч. получил Оскара в 1976 году в номинации «Лучший иностранный фильм».

Поставлены музыкальная комедия У.Гаджибекова «Аршин мал-алан» (режиссер – С.Оюн), мюзикл «Анчы-Кара, Ангыр-Чечек» Л.Гавриловой (пост-ка И.Лопсан).

С 2-й половины 70-х и начала 80-х гг. главным художником театра работает Д-С.Ооржак. В тот период вместе с ним работали талантливые художники А.С.Феоктистов, Э.М.Мунзук, С.Ч-Х.Монгуш, С.Санчат, А.Евграфов, С.Кузнецов и др. Главными режиссерами русской труппы работали В.Шкляр, И.Полякова. Литературной частью заведует В.Серен-оол.

1977

Театр переезжает в новое здание театра, построенное по проекту архитектора Бубнова.

В театр возвращается режиссер Л.Бузина. Вот неполный список ее постановок, осуществленных ею до 1981: «Серебряное копытце» П.Бажова, «Домик пряник» и «Конёк–Горбунок» по П.Ершову, «Р.В.С.» А. Гайдара, «Тимми – ровесник мамонта» по А. Азимову, «Свои люди, сочтёмся» А. Островского, «Тартюф» Ж. Мольера и др. (Фото есть)

Для пополнения состава русской труппы был набран специальный актерский курс. Это Иван Иконников, Сергей Осердцов, Ирина Тарханова, Надежда Наксыл, Николай Абакин, Алексей Тюлюш, Ольга Кузина и Нина Бершанских и др. Их дипломные спектакли имели большой успех и объездили всю Туву - «Тартюф» Ж.Мольера, «В добрый час» В.Розова, «Красная шапочка» Е.Шварца.

1978

В театр приходит новое пополнениевыпускники Московского театрального училища им. Б.В. Щукина при театре им. Е. Вахтангова. Это Борис Баир, Зоя Байыр-оол, Клавдия Бирилей, Галина Доржу, Валентина Куулар, Елизавета и Борис Монгуши, Галина Мунзук, Виктор Наксыл, Александр Ондар (Кара), Александр Ондар (Шеми), Чылгычы Ондар, Алексей Ооржак, Сергей Ооржак, Александр Салчак, Мария Сандак, Александр Шоюн. Дипломные спектакли студийцев – «Коварство и любовь» Ф.Шиллера, «Соломенная шляпка» Э.Лябиша, «Самоубийство влюбленных на острове небесных сетей» М.Тикамацу, «В ночь лунного затмения» М.Карима – включены в репертуар театра. (Фото Выпуск 1978 2)

Премьера музыкальной легенды «Плачущая скала» К.Сапык-оола в постановке Кадр-оола Сагды, музыку написал А.Чыргал-оол.

1980

Режиссер-постановщик Алексей Ооржак ставит спектакли «Маугли» по Р.Киплингу, «730 дней и ночей» Ч.Ондара (музыку к обоим спектаклям написал Владимир Тока), а Сиин-оол Оюн – драму Ч.Ондара «Бодарал».

1982

Премьера военной драмы П.Иванкова «По велению сердца» (режиссер –

С 1983-86 гг. пост главного режиссера занимает С.П. Петренко. За эти годы он осуществит постановки спектаклей «Материнское поле» Ч.Айтматова, «И дольше века длится день» («Буранный полустанок») Ч.Айтматова. С русской труппой он также поставил драму «Горячая точка» О.Перекалина, «А поутру они проснулись» В. Шукшина, «Над светлой водой» В. Белова, «Будьте здоровы» П.Шено, «Феномены» Г. Горина, «Женитьба» Н. Гоголя, «Сын полка» В.Катаева и др. Фото: img399

Главный художник театра с 1982 года – В.П.Шульга, занимавший эту должность в середине 2000-х. После него работал Ю.Минаев, пока его не сменил Н.К.Шалык (в наст.вр. – главный художник)

1984

В рамках Дней литературы и искусства Тувинской АССР в Москве по поводу 40-летия добровольного вхождения Тувы в состав Советского Союза, театр выступил со спектаклями «Хайыраан бот» В.Кок-оола, «Горячая точка» О.Перекалина и большим театрализованным концертом. Это был первый выезд коллектива всем составом в Москву и его выступления перед столичной публикой.

1985

Выходит комедия «Плутни Скапена» Ж-Б.Мольера в режиссерском решении Кадр-оола Сагды.

1986

В честь своего 50-летнего юбилея Тувинский музыкально-драматический театр награжден правительством Советского Союза орденом «Знак Почета». С этого года он носит имя основоположника тувинского театра и национальной драматургии В.Кок-оола.

В театр приходят выпускники Московского государственного музыкального училища им. Гнесиных: Луиза Мортай-оол, Эзир-оол Монгуш, Борис Ооржак, Сергей Ондар, Альберт Хомушку, Сергей Хураган, Чойгана Кара-Сал, Римма Сарыг-Хуурак, Орлан Дамба-Хуурак, Айдын Мортай-оол, Анатолий и Эльвира Докулаки, Чойганмаа Донгак, Рафаэль Ензак, Людмила Мольби, Альберт Доржу. Дипломный спектакль «гнесинцев» «Аржаан», поставленный режиссером Е.Мухиным, входит в репертуар театра. (Фото Гнесинцы В.bmp)

Состоялась премьера музыкальной комедии «Здравствуйте, я ваша тетя!»

На музыку Вл.Токи выходят новые спектакли «Маленькие трагедии» по А.Пушкину, «Кровавая свадьба» по Г.Лорка. Через два года он закончит музыку к спектаклю «Ее должность – жена лесника» на либретто Е.Тановой, который не был поставлен.

Главным режиссером театра назначен заслуженный деятель искусств РСФСР Н.Е.Логачев, около тридцати лет проработавший режиссером Бурятского театра оперы и балета. За 2 года он поставит спектакли «Старик» М.Горького, «Маленькие трагедии» А.Пушкина, «Кровавая свадьба» Ф.Г.Лорки в переводах А.Даржая, а также поэму-параболу «Суд матерей» В.Серен-оола, «Кровавые следы» Ч.Ондара, а для русской труппы – «От мира не уйти» А.Емельянова. В русской труппе работают: З.Голубева, Б.Терехов, Е.Тихомиров, Н.Макушенко, СЛифанов, А.Фролов, Г.Мясников, О.Кузина, В.Кузин, Н. и И.Бершанских, Г. и Л.Черниковы, А.Огнев, С.Осердцов. (Фото Логачева)

Литературной частью заведует В.Серен-оол, музыкальной частью – Д.Хуреш-оол.

1988

Группа молодых театральных деятелей во главе с Алексеем Ооржаком организует альтернативный театр-студию «Кузел» (Мечта) и ставит драму Д.Киносита «Журавлиные перья». Через год этот спектакль примет участие в первом театральном фестивале автономных республик России «Федерация-90». В дальнейшем «Кузел» осуществит еще ряд постановок: «Дамдын лама» Б.Эрдынеева и Р.Бадмаева, «Четкер четкизи» («Сети дьявола») А.Даржая, а также создает представление «Праздник бога Майдыра», с которым принимает участие в фестивале уличных театров в Польше в 1992 г.

 

С 1988 по 1990 годы главным режиссером театра работает М.Косман. С середины 80-х работают художники М.Ворончихина, Т.Ооржак, В.Ховалыг, О.Чамзырай, А.Колосов, Ю.Минаев, Ю.Ахпашев, О.Лозеев, И.Салчак и др.

1990

В Кызыле проходит первый региональный фестиваль национальных театров Сибири. Театр представил в нем спектакль «Кровавые следы» Ч.Ондара. Этот фестиваль стал завершающим аккордом в истории тувинского театра советского времени.

1991

Главным режиссером назначена заслуженная артистка Республики Тыва И.Лопсан, главным художником – А.Феоктистов, зав.литературной частью – В.Оскал-оол.

1992

Главным режиссером театра назначен Алексей Ооржак. В следующих сезонах друг за другом выходят комедия «Игроки» Н.Гоголя, трагедия «Масляный ад» М.Тикамацу, режиссированные А.Ооржаком, а также мюзикл «Вестсайдская история» Л.Бернстайна в постановке А.Хомушку. заведующий музыкальной частью – А.Доржу.

1994

В театр приходит выпуск Санкт-Петербургской академии театрального искусства (мастер курса проф. А.Шведерский): Эдуард Ондар, Станислав Ириль, Анай-Хаак Донгак, Леонид Кан-оол, Ляна Ондур, Елена Ооржак, Саяна и Олег Саты, Оолак Ондар, Кежик Бырынай, Откун Достай, Алдынай Алдын-Херел, Светлана Белова-Ондар, Людмила Шивит-оол, Сырга Саая. Дипломные спектакли курса: «Кошка, которая гуляла сама по себе» Р.Киплинга, «Жорж Данден, или Одураченный муж» Мольера, «Дикарь» Э.Касона, входят в репертуар тувинского театра.

1995

Выходит новый вариант «Хайыраан бота» В Кок-оола - легенда «Кара и Седип» в постановке А.Ооржака.

 

1996

«Кара и Седип» участвует в II-м Международном фестивале тюркоязычных театров в Уфе «Туганлык» и награждается 3-мя дипломами в номинациях «Лучшая сценография» (В.Шульга), «Лучшая роль второго плана» (Д.Барынмаа), «Поиск новых театральных форм» (А.Ооржак).

1997

К Международному Женскому дню выходит трагикомедия «Восемь любящих женщин» Р. Тома в постановке А. Ооржака.

В этом же году состоялась премьера комедии А.Островского «Без вины виноватые». Поставлен спектакль «Лошадиная фамилия» по рассказам А.Чехова (реж. – А.Ооржак).

1998

Состоялась премьера легенды Вернись, мой друг, вернись!» А. Ооржака и Х. Шириин-оола. В этом году этот спектакль примет участие в Международном фестивале тюркоязычных театров «Науруз», Казань и награжден дипломами «За стремление к новому театральному времени», «За пластический образ спектакля», «Дебют».

Состоялась премьера философской трагикомедии «Чиргилчиннер» («Миражи») Э.Мижита, состоящей из трех новелл. Режиссер - Алексей Ооржак, художник-постановщик - Начын Шалык. В спектакле играли Галина Мунзук и Зоя Байыр-оол.

2000

Международный фестиваль тюркоязычных театров «Туганлык», Уфа. Историческая драма-эссе «Кто ты, Субедей?» Э. Мижита в постановке А.Ооржака удостаивается высшей награды фестиваля - Гран-При.

Конгресс интеллигенции России, Москва. Тувинский театр признан лучшим театром года и награжден Почетной золотой медалью им. Д. Лихачева.

2003

В театр приходит новый выпуск СПАТИ (мастер курса проф. В.Норенко), больше известный в республике как «Тувинский метеорит»: Айдын Бады-Сагаан, Олимпиада Чывырал, Эдуард Куулар, Сайдаш Монгуш, Саян Монгуш (В), Саян Монгуш (О), Чечек Монгуш, Эдуард Ондар, Надежда Ооржак, Сюзанна Ооржак, Орлан Оюн, Виктория Монгуш, Алексей Ховалыг, Мерген Хомушку, Айдыс Шойгу, Шенне Шоюн.

А.Хомушку ставит первый осуществленный национальный мюзикл «Жертвоприношение» Э.Мижита, который с 2001 года заведует литературной частью.

2004

Театр участвует в Международном театральном фестивале «Мост Галата» (г.Стамбул, Турция) с театрализованным представлением «По зову предков». Заведующей музчастью приглашена О.Тюлюш.

2005

К 60-летию Великой Победы русская труппа ставит «Ленинградскую ночь» К.Паустовского (реж. – А.Чадамба). В спектакле играют: Г.Мясников, А.Кокорин, Е.Сибирцева, Е.Зражевский, Н.Подругина, Д.Емельянов, Н.Симонова. Это будет последняя крупная постановка русской труппы в этот период. Через два года, в связи с разъездом артистов, русская труппа прекращает свое существование.

Состоялась премьера трагедии «Король Лир» В.Шекспира (реж. – А.Ооржак).

В Туву приезжают выпускники первой тувинской кукольной студии Ярославского государственного института культуры (мастер курса проф. В.Борисов): Саглаш Монгуш, Аржана Дамдын, Айзана Чылбак-оол, Омак Натпит-оол, Артыш Ооржак, Буян Сарыглар, Аржан Докулак, Белек Делег.

За год театр участвует в фестивалях «Сибирский транзит» (спектакль «Три дня любви» по В. Быкову, постановка А.Ооржака), «Науруз» («Король Лир» В.Шекспира, режиссер - А.Ооржак), «Золотой Витязь» («Король Лир»), становится победителем международного театрального фестиваля кочевых народов «Желанный берег» («Кто ты, Субедей?»).

2006

«Король Лир» участвует во Всероссийском театральном фестивале Национальной театральной Премии «Золотая маска».

 

Новый спектакль «Сон в летнюю ночь» В. Шекспира в постановке Сюзанны Ооржак принимает участие в IV-м Международном фестивале «Науруз».

2008

Впервые в своей истории тувинский театр совместно со спортивными состязаниями по национальной борьбе ставит массовое театрализованное представление на стадионе «Хуреш» под эмблемой «Кучум – театр, кужум – хуреш, чурээм – Тыва» («Душа моя – театр, сила – борьба, любовь – Тува»). Ежегодный показ театрализованного представления для 5-тысячной аудитории стала традицией театра.

Поделиться в социальных сетях:

Баннеры

ЕПГУ

Мы в Контакте

Опрос

Схема проезда

Счетчик Спутник

Википедия

ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ для размещения информации о государственных (муниципальных) учреждениях