Что будет с театром? Или как на сцену вышел бомж
29 сентября 2020

Уже полгода вижу удивленную реакцию людей, услышавших от меня слова, что я работаю. «Как это ты работаешь?! Разве в театре идут спектакли?!» - это стандартные вопросы, что мне задают мои знакомые где-нибудь в общественном месте или в транспорте, на которые я теперь отвечаю только улыбающимися глазами.

Страна, что страна-то, весь мир до сих пор под угрозой вируса, Тува живет в условиях ограничительных мер, а на культурно-массовые мероприятия пока нет разрешения от регионального Роспотребнадзора. Поэтому вполне закономерна реакция удивления от моих слов, что театр работает.

А театр правда работает. Работает над многими проектами, разрабатывает планы на следующий год, практикует прямые эфиры, общается со зрителем на своих интернет-площадках, записывает номера из творческого багажа артистов, рассказывает о правилах посещения общественных мест, и конечно же, ставит новые спектакли.

Также многие спрашивают об открытии театрального сезона. И тут я хочу пояснить следующее. Исторически так сложилось, что театральный сезон открывается в день вхождения Тувы в состав РСФСР. Это 11 октября. В этом году мы планировали открыться на два дня раньше - пятничное 9-е октября - со спектаклем «Хайыраан бот», что тоже является традицией в тувинском театральном искусстве.

Но есть одно обстоятельство. И всем понятное и очевидное - осень, рост респираторных заболеваний и заражённых ковид-19. Поэтому театр рассматривает вариант открытия сезона в режиме прямой трансляции. Это значит, что на сайте театра будет транслироваться спектакль. Для того, чтобы получить доступ к просмотру, зритель приобретает «билет-пароль» на том же сайте. Стоимость не будет превышать цену обычного билета, это где-то около 200-300 рублей. Администрация и творческое руководство театра работает над этим проектом. Но мы не исключаем вариант, что к тому времени произойдёт снятие ограничительных мер и откроем сезон со зрителями в зале. Было бы замечательно.

И несколько слов о репертуаре открытия 85-го сезона. История Тувинского театра неразрывно связана со спектаклем «Хайыраан бот». В год памяти и славы мы обращаемся не только к теме патриотизма, но и к живым традициям народа. Пьеса основоположника тувинской драматургии и театра Виктора Кок-оола - самое что ни на есть настоящее тувинское, исконно национальное, родное и знакомое. Несмотря на традиционность и архаичность, постановка остаётся любимым спектаклем зрителя вот уже восемьдесят с лишним лет! При этом смыслы произведения каждый раз приращиваются. Меняются зрительские интерпретации. Например, если раньше осуждали действия Сарыг-Ашака, обвиняли его в расчетливости, то сегодня, по словам некоторых зрителей, его можно понять. Он ведь тоже имел право на благополучие своей семьи, младших дочерей. Меняются отношения к Каре, она становится противоречивой, кто-то считает ее эгоистичной, а ее действия необдуманными. «Хайыраан бот» открывает 85-й сезон 9-го октября в 19:00.

10-го октября в 18:00 представим второй премьерный показ спектакля «Колыбельная на чужбине» по пьесе «Мамочки» Владимира Зуева. Это одно из новшеств театра социального направления - впервые в Туве спектакль сопровождается титрами, но стоит отметить, что это и часть художественного решения спектакля. «О чем?» - будете спрашивать. О многом, о сложном. В первую очередь, это история о трагической судьбе нашей страны, о ранах, кровоточащих по сегодняшний день, в сердцах матерей. Матерей, потерявших своих сыновей на войне. В спектакле Марины Идам сосуществуют два мира, две интонации, горе и счастье, материя и идея. А сны как нить, соединяющая эти два измерения в единую плоскость. С «Колыбельной на чужбине» у нас особый был случай. Первая её премьера прошла 9-го сентября «на чужбине» - в Ялте на фестивале национальных театров «Крымская театральная осень».

Третий день открытия сезона продолжит премьера спектакля «Сыгаан». 11-го октября в 18:00 свет рампы увидит первая работа драматургического кружка «Создаётся пьеса». Его участник молодой автор Кежик Конзай написал пьесу «Сыгаан» по мотивам одноименного рассказа Эдуарда Донгака. Бездомного молодого парня из девяностых режиссер Марина Идам вывела на сцену Тувинского театра. Как будто пытаясь извиниться перед молодым человеком, который искал и не получил в пьесе своего уголка, театр расширил свою без того большую сценическую площадку - весь партер предоставлен Сыгаану.

На сайте театра и его страницах в соцсетях скоро начнём информационную кампанию. Расскажем, как приобрести билеты на прямые трансляции спектаклей, выложим афиши.
Конечно, живого присутствия в зале ничем не заменить, ни трансляциями, ни эфирами на экранах гаджетов. Это философия театра, его этимология. Но пока прямые трансляции остаются единственной возможностью реализации известной театральной формулы Эрика Берна «А играет В на глазах у С». В режиме реального времени.

Эрик Норбу.