Главный режиссёр Национального театра Сайдаш Монгуш: «Горжусь отвагой и высоким боевым духом наших тувинских парней».
09 мая 2022

Главный режиссёр Национального музыкально-драматического театра имени В. Кок-оола, Заслуженный артист Республики Тыва Сайдаш Монгуш два дня назад вернулся из поездки на «горячую точку», где проведал военнослужащих из Тувы. Он признался, что, только вернувшись оттуда осознал, что даже столь краткосрочное пребывание в зоне боевых действий, всего лишь два дня, заставило его пережить сильное эмоциональное потрясение, которое сродни стрессу. 9 мая, в день празднования Великой Победы, он поделился впечатлениями о поездке.

«Вернувшись оттуда, я восстанавливался два дня и только потом понял, что пережил нечто похожее на стресс, хотя в тот момент об этом не думал. Мысль о том, чтобы посетить наших тувинских солдат и поднять их боевой дух концертной программой у меня и у директора нашего театра, Начына Кара-ооловича Шалыка, возникла еще в конце февраля – начале марта. Мы поделились этой мыслью конфиденциально с мужчинами-артистами нашего театра, и несколько человек изъявили желание присоединиться. Мы съездили в военкомат и поговорили с военным комиссаром Республики Тыва. Внимательно выслушав нас, он поддержал наше желание, похвалил за инициативу, сказал, что ждал подобного решения от артистов республики и обещал сообщить, когда можно будет отправиться. Мы ожидали, что это должно случиться очень скоро, но время шло, а ответа не было.

Постепенно мы погрузились в творческую жизнь театра, на подходе были премьеры двух больших спектаклей – драмы-эссе «Дээр суу узаал-ла!..» («Черпнем воды с небес») и фолк-рок-оперы «Кайгал». Неожиданно нам позвонили с военкомата и сообщили, что прямо сейчас можно отправиться в путь. Но тогда мы не могли бросить готовящиеся премьеры и не смогли поехать. Апрель выдался очень насыщенным. Первого мая мы провели большой театрализованный турнир по национальной борьбе хуреш «Сүзүүм – Театр, күчүм – Хүреш, чүрээм – Тыва» («Дух мой – Театр, Сила моя – Хуреш, Сердце моё – Тыва») и находились в предвкушении отдыха, как неожиданно меня вызвали в Правительство Республики Тыва. Меня встретил заместитель Председателя Правительства Тувы Тимур Борисович Куулар и сообщил о важной миссии – отправиться в Украину вместе с ним и поддержать боевой дух солдат из Тувы. Я не успел ни испугаться, ни подумать: тотчас же купили билеты до Москвы и утром вылетели. Прилетев в Москву, мы с членами Полпредства Тувы в Москве пересели в их автомобиль и к следующему утру уже были на границе Украины. Все блокпосты были заранее предупреждены о нашем прибытии, поэтому проблем с пропуском у нас не возникло.

Я ожидал, что дам один большой концерт, приготовил фонограммы, чем вызвал улыбку у Тимура Борисовича. «Думаю, одной гитары будет достаточно», – сказал он и оказался прав. Выяснилось, что наши ребята разбросаны на несколько сотен километров, и мы двигались от одного отряда к другому: были медики, ремонтники, танкисты и так далее. Сначала солдаты смотрели на нас с недоумением, мол, кто такие и откуда взялись здесь, но позже, услышав слова поддержки и песни на родном языке, они преображались и начинали улыбаться.

Везде мы действовали примерно по одному сценарию: Тимур Борисович произносил речь о том, что народ родной республики ждёт их, молится и очень переживает за них, а затем по поручению Главы Республики Тыва Владислава Ховалыга награждал отличившихся бойцов специально заказанным Правительством Республики Тыва орденом «День Победы». После этого я давал концерт под гитару для небольшой группы бойцов до 40 человек. Немного пообщавшись с ребятами, мы шли дальше и делали то же самое.

Таким образом, за два дня я дал около десяти концертов и чувствовал сильное напряжение голосовых связок – голоса практически не было. Но когда бойцы тихо просили спеть ещё, я не мог отказать, так как понимал, что в этот момент они мыслями в родной Туве и видят своих близких. Понимал, что они в тысячах километрах от родины, и каждый день смотрят смерти в глаза, а я всего лишь теряю голос – и это не шло ни в какое сравнение с их великой жертвой и героизмом. И я пел. Бывало, что я после выступления переодевался в обычную одежду, а один из солдат просил спеть ещё одну песню и я снова надевал свой концертный наряд и пел.

В одном из мест, когда я пел, неожиданно началось движение: парни забегали, о чём-то коротко и быстро переговариваясь. Выяснилось, что они услышали свист снаряда и в это же время был сбит квадрокоптер. Я воочию увидел, как все действия бойцов слажены и доведены до автоматизма. Наши ребята, небольшие ростом, совсем молодые, двигались практически бесшумно, не было ни тени страха и паники. А опасность стояла реальная: отряд был замечен врагом и в любой момент мог быть уничтожен. Собравшись в мгновение ока, отряд передислоцировался. В этот момент мне вспомнились древние кочевые племена наших народов, которые были также отважны и мудры, как и сегодняшние тувинские военнослужащие.

Уже ближе к завершению нашей миссии мы приехали к нашим БТРовцам, которые резали барана. Они сообщили, что купили барана у местных за 7000 рублей. Мы поняли, что эти два дня, с тех пор как покинули погранзаставу, толком и не ели. Наши БТРовцы оказались не только гостеприимными, но и очень отважными. Мне показалось, что из всех бойцов, у этих ребят боевой дух был на пределе. На машинах была воодушевляющая надпись, смысл которого в полной мере понятен лишь нам, тувинцам – «Шу-де». Также я встречал другую технику, где была надпись на тувинском языке «Түрлүг чор» – «Будь достойным». Как сказали тувинские бойцы, солдаты других народностей думают, что секрет отваги тувинцев именно в этих надписях и для привлечения удачи они и на своей технике начали писать короткое слово «шу-де», считая, что это магическая мантра-оберег.

В отваге и героизме наших парней и сомневаться не приходится. Я видел, что у них даже взгляд другой: уверенный, прямой, спокойный, но при этом в них можно рассмотреть еле заметный стальной отблеск или всполохи огня. Чувствовалось, что перед нами мужчины, прошедшие боевое крещение и знающие, что делать в момент опасности. В них была какая-то мощь и внутренняя свобода. Они спокойно общались, шутили, смеялись, но при этом были на стороже. И мне стало спокойно за них. Вспомнились слова начальника заставы, который сказал нам, что если бы не парни с 55-й мотострелковой бригады, то не было бы заставы, да и его самого бы не было. То есть наши тувинские бойцы отстояли границу.

Как нам сообщили, случаев героизма среди наших парней очень много. Например, щупленький парнишка из далекой Монгун-Тайги в момент внезапной атаки врага перекрыл огонь своим БТРом. В этот момент его товарищи успели уйти в укрытие. От боевой машины ничего не осталось – она превратилась в груду металла. Все думали, что отважный боец погиб при совершении этого подвига, но он чудом уцелел: благодаря небольшой комплекции он сумел протиснуться между дисками машины и это его спасло. Также я рад был встретить среди бойцов своего старого знакомого, Александра, который раньше танцевал в брейк-данс группе «Бузут». Санёк спас своего командира и за проявленную отвагу представлен к награждению Орденом Суворова. Среди солдат я также встретил бойца, получившего Орден Мужества за подвиг во время боевых действий в Чечне. Также мы узнали, что наши солдаты-ремонтники идут и расчищают путь даже перед спецназовцами. Рассказали, что один из командиров бригады получил повышение и был перенаправлен в другое место, но поняв, что надежнее воспитанных им бойцов нет, попросил отправить вслед за ним его родную бригаду. Вот такие у нас отважные и надежные бойцы с высоким боевым духом. И я искренне горжусь ими.

Тем не менее, несмотря на их мужество, во время своих выступлений, я видел, как многие из них отворачивались, чтобы скрыть свои эмоции, а возможно, и слёзы. И мне всем сердцем хотелось забрать их боль и тоску. Я говорил им, чтобы они передали моей песне всю свою грусть и печаль, чтобы им было легче бороться за мир и покой своего народа, своих матерей, жён и детей. Кроме тувинцев, среди моих слушателей были и другие народы. И я пел для них романсы и песни времен Великой Отечественной войны на русском языке. Давно известные всем нам песни, такие как «Последний бой», «Не желаю, не зову, не плачу» приобретали здесь новый смысл, новое значение, и они вновь волнуют и трогают наших солдат, борющихся с фашизмом. Но сегодня враг стал более изощренным: он хорошо знает нас, наш язык, наших людей и всё это использует против нас. К сожалению, новость о предателе среди офицеров высшего звена, из-за которого погибло много наших, не является фейком.

Мы живем в сложное время и нам надо понимать, как важно поддерживать боевой дух наших солдат. Радует, что среди наших тувинских военных очень мало отказников. И то, как нам сообщили, отказы пишут из-за давления со стороны родни: жён и матерей. Солдаты не боятся за свою жизнь, но их волнуют будничные проблемы семей. Кому-то надо срочно положить отца в больницу, нескольким надо решить проблему с детским садом. Все их наказы внимательно выслушал заместитель Председателя Правительства Тимур Борисович Куулар и обещал посодействовать решению их проблем. Мне больно осознавать, что нашим ребятам приходится волноваться о таких проблемах, и я хотел бы донести до родных этих солдат, что сейчас перед ними стоит глобальная задача – сохранить мирное небо над нашими головами. Требования родных написать отказ от службы сеют смуту в рядах вооруженных сил, разлагают их боевой дух, поэтому я обращаюсь ко всем – давайте поддерживать наших солдат, молиться за них и верить им так, как поверили им мы во время этой нашей короткой поездки.

Скоро, 15 мая, в Национальном театре мы покажем фолк-рок-оперу «Кайгал», повествующую об отважных и достойных сыновьях нашей Тувы. Этот показ состоится в рамках масштабной Всероссийской акции «Открытый занавес» и на него на безвозмездной основе приглашены семьи военнослужащих. Возможно, там будут и родные тех, кого мы посетили. Часть билетов поступила в продажу и все вырученные средства будут направлены в помощь нашим военнослужащим. Пообщавшись с ними, мы точно знаем, что им нужно, и мы непременно отправим все это в ближайшее время».

Беседовала Виктория Хомушку