КО ДНЮ РОССИЙСКОГО КИНО. КИНО В ТУВЕ. ЧАСТЬ 1.
27 августа 2021
ВЫ ЛЮБИТЕ КИНО? Конечно же, мы все любим кино, любят наши дети и внуки. КИНО любит всё ЧЕЛОВЕЧЕСТВО! Сказанные в прошлом веке Лениным слова – ВАЖНЕЙШИМ ИЗ ИСКУССТВ ЯВЛЯЕТСЯ КИНО – актуальны и сегодня. Поэтому сегодня мы поздравляем всех с Днем российского кино — праздник профессиональных кинематографистов и всех, кто поддерживает и любит российское кино. Он установлен Указом Президиума Верховного Совета СССР № 3018-Х от 1 октября 1980 года «О праздничных и памятных днях», в редакции Указа Верховного Совета СССР № 9724-XI от 1 ноября 1988 года «О внесении изменений в законодательство СССР о праздничных и памятных днях».
Свою историю этот праздник ведет со времен Октябрьской революции 1917 года, когда руководство молодой советской республики, понимая всю важность развития кинематографа, как мощного инструмента пропаганды революционных идей, решило «взять кинематограф в свои руки».
Итак, Вы готовы? Тогда начали! МОТОР!

ТУВА и КИНО
1930 г. в Туву приехала комиссия из Москвы от научно-исследовательской ассоциации для изучения национальных и колониальных проблем. Комиссия изучала не только экономику молодого государства, но и проблемы культуры, образования и медицины. И по рекомендации данной комиссии было решено просвещать тувинский народ, в том числе посредством КИНО. В ТНР было доставлено несколько киноустановок, это было только началом становления и развития кинопрокатной сети в республике. Правительство ТНР решило организовать агиткультбригаду, в составе которой были артисты только что образованного театра, киномеханик, технический работник, который знакомил население и демонстрировал в действии, что такое РАДИО, ТЕЛЕФОН. А также были включены в состав врач и лектор, как правило, лекции читал партийный работник. Приезжали в сумон не на один день. Была составлена программа, но как бы не менялось внутреннее содержание программы, неизменным было – гимнастика по утрам, а вечером - показ КИНО. Созывали народ и…
К сожалению, в те далекие 30-е годы не было ни Шамиля Седен-оола, ни Карма Монгуш… Они бы для будущих поколений запечатлели на кинопленке первое знакомство тувинцев с искусством КИНО. По воспоминаниям свидетелей приезд такой бригады – было необыкновенным событием! Кстати, в Туве первым киномехаником был Шуклин, а вот первым киномехаником-тувинцем был СЕНДИ.
Можно только представить реакцию тувинцев, которые увидели на белом экране скачущих людей на лошадях с шашками в руках, а впереди ЧАПАЙ! Именно этот фильм, а также «Ленин в Октябре» впервые увидели тувинские зрители. Их реакция на КИНО было примерно похоже на то, как увидело человечество фильм братьев Луи и Огюста ЛЮМЬЕРОВ!
В начале советской эпохи Ленин, понимая силу воздействия КИНО на умы и сердца людей, решил, что советское кино должно отличаться от зарубежной - ОНО должно служить советской идеологии! Одним из приоритетных направлений киноиндустрии СССР того времени стал жанр КИНОХРОНИКА. И перед началом киносеанса обязательно показывали кинохронику.
По рекомендации московской комиссии было решено снять фильм о Туве. И в честь 15-летия тувинской государственности Московская студия Союзкинохроники выпускает фильм о праздновании даты. Это был первый шаг в этой области. В дальнейшем неоднократно приезжали в нашу республику и другие группы из этой же студии, а также Тува была под пристальным вниманием камер других студий, в частности «Восточно-Сибирской студии кинохроники». Выходили фильмы в честь каждой юбилейной даты Советской Тувы, вплоть до её 40-летия в 1984 году.
Хочется отметить одну деталь, при внимательном просмотре первых документальных фильмов: «15 лет ТНР», «Праздник Тувы», «Сердце Азии», «Страна голубой реки» и др. - можно увидеть знакомые лица наших артистов. Их привлекали для съемок в 40—50-х годах, т.к. в то время только они могли понять задачу режиссера документального фильма и выполнить.
А 1959 год – это пик развития нашего тувинского театра в советский период, безусловно всё взаимосвязано и прежде всего с общим развитием республики: строительство, сельское хозяйство, образование, медицина… Приезжали молодые специалисты из-за Саян, которых направили в Туву на работу. Это учителя, строители, инженеры, медики. Многие из них так и остались здесь, оставив достойный вклад в историю развития республики. Тувинцы осваивали новые профессии…
Тува была под пристальным оком кинокамеры. Любая иллюстрация (фотография, кинокадр!) лучше всяких слов может передать атмосферу, показать исторический момент. А мы через много-много лет имеем возможность вернуться и почерпнуть ту или иную информацию. Для изучающих историю – кино является одним из интересных и ценных источников.
Всё кипело и строилось! И вполне можно предположить, что в верхних кругах подошли к мысли о том, что к освещению такой даты, как 15-летие Советской Тувы - можно подойти с другой стороны, с художественной.
Вышел на экраны художественный фильм «Люди голубых рек». Этот фильм без особых изысков, но с точки зрения полезности – фильм нужный для нашего подрастающего поколения. Кинокартина может послужить источником для изучения истории не только родного края, но и истории нашего национального театра. Потому что снимались в этом фильме почти все основоположники театрального искусства.
В фильме «Люди голубых рек» что ни кадр – личность и история, история и личность. Это кладезь «живых картинок», где в кадре Кок-оол, Олзей-оол, Мунзуки, Конгар, Лаптан, Намдара, Дамба-Даржаа, Намчыл, Мортай-оол, Сиин-оол, Дугержаа, Чолбеней, Сагды и другие. Живая история театра и развития республики! Вот в этом и ценность фильма «Люди голубых рек», а также и других. Они позволяют увидеть, оценить и проанализировать день вчерашний и сегодняшний. Позволяют воочию увидеть людей, которые отдали все свои знания и труд во благо процветания и развития. Главное сегодня – это ЖЕЛАНИЕ увидеть это наследие и проявить живой ИНТЕРЕС не только к данной кинокартине, но и к другим фильмам о Туве!
После первых показов в 1960-1961 годах фильм «Люди голубых рек» не демонстрировали в кинотеатрах республики и только через 30 лет получили такую возможность, благодаря усилиям и личным знакомствам Нар.арт.РСФСР и Тув.АССР Максима Мунзука.
ОСКАР – считается высшим достижением в мире кино, воплощением профессионального успеха, является одной из старейших регулярных и ныне действующих кинопремий в мире.
Правила её вручения и принципы голосования неоднократно изменялись. Регламент выбора победителей не раз подвергался критике, а члены Академии обвинялись в коррупции — невзирая на это, «Оскар» был и остаётся самой значительной и престижной кинопремией на планете.
В российском кино обладатели премии ОСКАР в категории «Лучший фильм на иностранном языке» являются:
- «Война и мир» (1968) Сергея Бондарчука;
- «Дерсу Узала» (1975) Акиры Куросавы (совместное производство СССР и Японии);
- «Москва слезам не верит» (1981) Владимира Меньшова;
- «Утомлённые солнцем» (1994) Никиты Михалкова.
Обладателем премии ОСКАР в категории «Лучший документальный фильм» является - «Разгром немецких войск под Москвой» (1942), режиссёры Леонид Варламов и Илья Копалин.
Обладателем премии в категории «Лучший короткометражный анимационный фильм» является - «Старик и море» (1999) Александра Петрова.
Арифметика проста – всего 6 российских фильмов стали обладателями столь престижной премии в области кинематографии мира. И среди них «ДЕРСУ УЗАЛА» Акиры Куросава. А исполнитель главной роли Дерсу играл наш прославленный земляк, Нар. арт. РСФСР и Тув.АССР Максим Мунзук, стоявший у истоков становления и развития тувинского театра. Жителям Республики есть чем гордиться!
Трамплином к кинематографическому Олимпу послужил фильм «Пропажа свидетеля», где М.Мунзук сыграл старика Тэхэ-Доржу. Это был 1972 год, а всего он оставил в КИНО более 20 образов.
Другая картина «Танец орла», 1975 год. Для кого-то фильм покажется не интересным. И это вполне естественно, это же 1975 год! Фильм снят в духе того времени. Пусть профессионалы говорят о достоинствах и недостатках кинокартины. Нам, тувинцам, он интересен. Интересен тем, что в фильме можем увидеть в полном здравии комбинат «Туваасбест», г.Ак-Довурак, Дворец культуры…Можем увидеть артистов театра ныне здравствующих и тех, кто рано ушел в мир иной. Это же тоже история.
Еще один игровой художественный фильм Свердловской киностудии «Шестьдесят беглецов». Сюжет взят на основе реальных событий 80-х годов 19 столетия – восстания 60 богатырей. Вышел на экраны в 1991 году. Режиссер — Барас Халзанов. В этом фильме играли только тувинские артисты, а в массовых сценах принимали участие жители республики. Можно также много говорить о достоинствах и недостатках кинокартины. Главная ее ценность в том, что в ней запечатлены лица известных в Туве людей. Таких, как Кадр-оол Ооржакович Сагды, Владимир Седипович Серен-оол, Алексей Ооржак и другие.
Есть еще одна представительница тувинского народа, замечательная актриса первого поколения нашего театра ОЛЬГА ЕНЗАК – она сыграла разные роли в 8 фильмах. Это «Пегий пес, бегущий краем моря», фильм совместный с Германией, Луковое поле, Полнолуние, Месть, Великий самоед, Территория, Танец орла и в фильме «Злой дух Ямбуя». В последнем фильме она тоже сыграла представительницу северных народов эвенков, старуху ЛАНГАРУ.
Снимался в кино и Засл.арт.РСФСР и Нар. арт. Тув.АССР Николай Олзей-оол. Можем посмотреть этого замечательного актера, стоявшего у истоков создания и развития тувинского театра в семи кинокартинах. Он дебютировал в 1960 году в фильме режиссёра Андрея Апсолона «Люди голубых рек», исполнив одну из главных ролей — старика Кавай-оола. Из кинолент с участием Олзей-Оола наибольший успех имел фильм Одесской киностудии «Что там, за поворотом?», вышедший в прокат в 1980 году. Эта картина посвящена памяти тувинских воинов-добровольцев и связи поколений. Наиболее известные кинокартины "Костер в белой ночи", "След росомахи".
В фильме «Костер в белой ночи» вместе с Николаем Оскеевичем Олзей-оолом снималась актриса нашего театра, Засл.арт. РФ и РТ Галина Мунзук, она сыграла в картине главную роль – Лену.
Оставил след в киноискусстве Народный артист Тув.АССР Александр Тавакай. Он сыграл Старика Кьяе в фильме «Территория» студии Мосфильм, 1978 год. А его дочь по фильму – Тамару, сыграла актриса театра Зоя Байыр-оол (Чооду). Фильм повествует о тяжёлых поисках, разведке и последовавшем открытии месторождений золота на Чукотке в середине 1950-х годов на обширной Территории управления «Северстроя».
А в фильме «SOS» над тайгой» (1976 год, производство студии «Мосфильм») Александр Сульдемович Тавакай сыграл главную роль – старого охотника Тобагоева.
Алексей Ооржак - Засл. арт. РФ, Нар.арт. РТ, Почетный работник культуры Монголии, первый шаг в кинематографе сделал в фильме «Танец орла», 1975 года производства. Он в кинокартине сыграл молодого работника комбината «Туваасбест», спортсмена Эреса. Алексей Кара-оолович в это время обучался вместе с другими в Театральном училище им.Б.Щукина (ВУЗ). В годы учебы с КИНО соприкоснулся не только А.Ооржак, но и его однокурсники Александр Ондар (Кара) и Чылгычы Ондар, они снялись в фильме «Мимино» (1977 год).
В 1979 году Алексея Ооржака пригласили на съемки фильма «Последняя охота» студии «Ленфильм» на роль Гамелькота, а в 1980 году он сыграл Мунко Лапцуя, старшего матроса в фильме режиссера Сергея Шерстобитова «Берем все на себя». Это художественный фильм о Великой Отечественной войне. Группа моряков-спецназовцев получает секретный приказ - проникнуть во вражеский тыл и уничтожить орудийные установки на притопленном танкере и гидросамолёты немцев на озере, чтобы обеспечить свободную высадку войск советского десанта. Даны сутки на выполнение приказа, разведданные отсутствуют, и группа может рассчитывать лишь на свои силы, взять всё на себя. Очень интересен образ Мунко Лапцуя в исполнении А.Ооржака и не оставляет зрителя равнодушным. В 2010 году фильм был выпущен в составе коллекционного издания «Централ Партнершип» из серии «У голубого экрана» — «Герои великой войны. Диверсанты и спецназ». В сборник вошли также фильмы «Дожить до рассвета», «Я — Хортица» и «Крепость».
Уже в новом тысячелетии (2009) в фильме «Тайна Чингис Хаана» (Монголия, Россия) режиссера А.Борисова Алексей Кара-оолович сыграл роль Субедея.
«Люди голубых рек» - один из первых художественных фильмов, где тувинские артисты познали специфику кинематографического искусства. Не говоря об участии их в хроникально-документальных фильмах, о чем упоминалось выше.

Продолжение в следующей статье....

На фото:
1. Тувинская кинохроника. Справа - Максим Дакпай, Народный хоомейжи РТ
2. Кадр из фильма "Дерсу Узала" с Максимом Мунзук.
3. Н. Олзей-оол в к/ф "За поворотом"
4. Ензак Зоя в к/ф "Злой дух ямбуя"
5. Ензак Зоя в к/ф "Территория"
6. Александр Тавакай в к/ф "Территория"
7. Чыргал-оол в роли врача
8. Кадр из фильма "Костер"
9. Алексей Ооржак
10. Павел Чимит в фильме "Танец орла"