Памяти талантливейшего музыканта, композитора, аранжировщика Октября Саая
15 октября 2020

Памяти талантливейшего музыканта, композитора, аранжировщика Октября Саая. Сегодня ему бы исполнилось 50 лет.

Октябрь Макарович прожил очень яркую творческую жизнь. Автор более 2000 произведений, песен, музыкальных композиций хореографических постановок, сказок, спектаклей. В начале 2000-х годов он был единственным аранжировщиком, владеющим профессиональной техникой, который превращал песни в полноценные композиции. К нему обращались и профессиональные, и начинающие певцы. У него был узнаваемый стиль и почерк, которые не спутаешь ни с чьим другим.

Октябрь Саая работал с ведущими музыкантами Тувы и мира, был заведующим музыкальной частью Тувинского национального театра и руководителем фольклорной группы «Шаалааш». Написал музыку к разным спектаклям: «Уш ок» Ч.Ондара, «Долуманын хуулгаазынны» К-Э.Кудажы, известному мюзиклу «Дембээрел» Л.Кан-оола.
Помимо работы в театре, он творил и для других творческих коллективов - написал музыку к детскому спектаклю «Балан сенги» для Тувгосфилармонии, также и к концертным программам, занимался аранжировками к разным песням. Его песни «Тыва Республика» на слова Ю.Кюнзегеша, «Бурунгу чуртум, бурунгаар!» на слова О.Дамба-Хуурака стали популярными хитами.
Он был настолько погружен в музыку, что ему хотелось познать ее со всех сторон и он научился делать национальные музыкальные инструменты: игил, дошпулуур, кенгирге, дунгур, шоор. На изготовленных Октябрем музыкальных инструментах играли многие артисты-горловики и зарубежные музыканты, любители тувинского горлового пения. Наверняка до сих пор некоторые инструменты бережно хранятся, как память о Октябре.

В 2005 году силами Октября Макаровича была создана группа с необычным названием «Ug-Shig» или «Уг-Шиг». В переводе с тувинского языка означает «Уг»- направление, «Шиг» - скорость, «направление скорости». В антологии альбома группы «Уг-Шиг» представлена этническая музыка в исполнении в исполнении О.Саая, А.Ховалыг, Х.Куулар и А. Медведева (Darky) на традиционных, национальных инструментах с горловым пением (каргыраа, хоомей, сыгыт). В этой музыке были отражены философия шаманизма, подражание звуков природы, животных, частушки, протяжные мелодии «игила», виртуозное исполнение на национальных инструментах и др. В альбоме «Electronik Transcendental Musik» экспериментальную, электронную, этническую, транс музыку с элементами тувинского фольклора, в стиле джаз-авангард, модерн, транс медитации. Основой музыки Октября Саая является тувинский фольклор – горловое пение во всех стилях: сыгыт, каргыраа, хоомей, борбаннадыр, эзенгилээр, частушки, эпические сказания и т.д., и конечно же, традиционные инструментальные наигрыши.

Октябрь Макарович Саая всегда участвовал во многих этнических фестивалях мира, таких как, «Табык-1990», (Якутск), «Этнолайф-2005» (Москва), Международный этнический фестиваль «Чир-чаяан-2007» (Хакасия), «Gannat-Les Cultures Du Monde Allier-France Festival 2007» (Франция), «Саянское кольцо-2008» (Хакасия), «Живая вода-2008», Международный фестиваль живой веры и музыки «Устуу-Хурээ-2006» - обладатель диплома «Лучший мультиинструменталист», «Наутика-2009», «Ейский фестиваль электронной музыки Пустые Холмы-2009» (Москва), «Latna Sopela-Poreq-Croatia-2009» (Хорватия).

Вот уже как восемь лет назад, а именно 6 марта 2012 года, Тува простилась с удивительным человеком, талантливейшим музыкантом, прекрасным отцом и мужем Октябрем Саая. Но память о нём и его произведения будут жить еще долгое время.

Октябрь Саая