Художник-бутафор театра Өлчей Санчыт-оол: «Эксперты заметили в наших работах следы скифской цивилизации».
24 декабря 2022

Художник-бутафор театра Өлчей Санчыт-оол: «Эксперты заметили в наших работах следы скифской цивилизации».

С 14 по 18 декабря 2022 года в Москве состоялся Фестиваль «Сказ на бивне мамонта», организованный общественными организациями Республики Саха (Якутия) при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. В мероприятиях фестиваля приняли участие мастера из разных регионов России, имеющие опыт работы с костью, в их числе и два тувинских художника – бутафор нашего театра Өлчей Санчыт-оол и мастер из Тоджи Эдуард Лопаа. Приняв участие в насыщенной программе конкурса, наш художник-бутафор поделился своими впечатлениями от поездки.

«Я впервые участвовал в фестивале косторезов, поэтому для меня всё было ново. Так как я не специализируюсь на работе с костью, сначала хотел отказаться от участия, но решил получить опыт и сейчас рад, что согласился. Сразу по прибытии отметил высокую организацию фестиваля, где были созданы все условия для работы.

Я привёз с собой 18 работ из рогов лося и клыков кабана: композиции с животными и сувенирные ножи. В день прибытия, 14 декабря, мы выставили все наши работы на выставке-ярмарке «Косторезное искусство народов России» в центральном выставочном павильоне «Экспоцентр», расположенном в самом центре Москвы рядом с деловым районом «Москва-Сити».

На следующий день фестиваля, 15 декабря, мы двое и ещё 13 мастеров из разных регионов и городов – Чукотки, Тобольска, Холмогорска, Якутии и других – приняли участие в Конкурсе профессионального мастерства «Лучший косторез России» в музее-заповеднике «Царицыно». Нам всем раздали по куску бивня и дали пять часов на создание композиции.

Бивень для меня был новым материалом, я в первый раз держал его в руках. Он оказался очень приятным для работы материалом – средней мягкости, податливый и прочный. Заметил, что все мастера рядом со своими работами из бивня мамонта ставили тару с водой. Я поинтересовался зачем они это делают и выявил, что это нужно для поддержки влаги в воздухе. Бивень мамонта требует особого микроклимата, без которого может начать разрушаться. За пять часов я создал скульптурную композицию «Сказитель»: на фоне стены юрты сидит сказитель и возле него два маленьких слушателя. У мастеров из других регионов в основном были северные мотивы: моржи, олени, оленеводы и т.д.

Сказать, что я был потрясён мастерством и техникой мастеров, значит ничего не сказать. В основном участники конкурса имели специальное образование в области декоративно-прикладного искусства и работали на этом поприще. Были те, кто работает в специальных фабриках, изготавливая сувениры ручной работы в промышленных масштабах – настолько у них развита сувенирная продукция. Я узнал, что заказы в больших масштабах поступают к ним от их Правительства и что у них есть целые школы косторезного искусства. В жюри были именитые мастера и эксперты, имеющие большой опыт.

В жюри были именитые мастера и эксперты, имеющие большой опыт. Увидев наши работы, они сказали, что наши работы выделяются на конкурсе своеобразной техникой и мотивами и в них есть следы скифской цивилизации. Пожелали нам больше работать с костью, повышать мастерство и развивать это уникальное искусство у себя. Понял, что эксперты много спорили при подведении итогов, единогласного решения в первый день принять не смогли. Лучшего костореза они определили лишь на следующий день: звание «Лучший косторез России» завоевал мастер Леонид Соловьёв из Республики Саха (Якутия). Я полностью согласен с этим мнением – парень, действительно, очень силён. Победителю вручили сертификат на сумму 100 тысяч рублей, а всем нам подарили по сувенирному ножу.
Также мы приняли участие в мастер-классах «Резьба по кости» и смотре-конкурсе произведений косторезного искусства «Сказ на бивне мамонта», где я выставил две свои работы: в категории «Скульптура малой формы» – композицию из рога лося «Гадание на бараньей лопатке», в категории «Анималистика» – композицию «Охота ирбиса», за которую меня наградили дипломом.

Любопытно было принять участие в конференции, где обсуждали проблемы косторезного искусства. В советские годы традиционные промыслы высоко ценились: даже в годы Великой Отечественной войны косторезов отправляли с фронта домой, чтобы сохранить косторезное искусство.

Было интересно пообщаться с посетителями выставки-ярмарки. Люди подходили к нам и очень интересовались фигурками ирбиса, козерога, а также ножами. Мы разъясняли, из чего сделаны работы, в какой технике. Много работ хотели купить, но мы посчитали, что нам они ещё понадобятся и не стали продавать. У меня выкупили только нож с рукоятью, украшенной фигурами волков, у Эдуарда купили кожаный ремень с затейливой пряжкой из кости.

Мне очень понравилась дружественная атмосфера фестиваля, где все мастера были постоянными участниками и хорошо знали друг друга. Я получил огромный опыт от участия в фестивале и решил для себя больше времени уделять резьбе из кости».