Кадр – (по Ожегову) об отдельном человеке как работнике
Это было давно. В поселке Тея Североенисейского района Красноярского края жила семья ссыльного Александра Павловича Проценко. Вскоре он умер от туберкулеза, и осталась его супруга Булавченко Ксения Кондратьевна одна с четырьмя детьми на руках. Конечно же, было трудно… Но жили… и не ведали, что Тува станет вторым родным домом. Дети взрослели… По воле случая Ксения Кондратьевна с семьей приехала в Туву и устроилась работать в театр уборщицей. В 50-е годы театр носил имя Сталина. Затем перешла работать гардеробщицей. А самая младшенькая – Нелля, хоть и была уже замужем, решила тоже поехать вслед за матерью и братьями в Кызыл. Сразу устроиться на работу ей не удавалось, и она часто посещала свою маму в театре, помогала. И как-то раз Ксения Кондратьевна дочери сказала, что в театр требуется кочегар. Спросила - пойдешь? А Нелле шел 20-й год, и она не боялась ни какой работы, поэтому согласилась. Кочегарка находилась во дворе театра. Большие котлы. Всё гудело, шумело… Поневоле опасалась – как бы чего не случилось! Сердце трепетало, а руки делали… Правда, брат временами помогал. Пользуясь, случаем, в такие минуты она забегала в театр. Забегала не только к маме, она с любопытством наблюдала за всеми: актерами, режиссерами, художниками… А вечерами она училась в вечерней школе. Любопытство молодой девушки понравилось главному бухгалтеру театра Шульбеевой Александре Викторовне, и стала она Неллю обучать… Сначала она бегала по организациям, разносила документы. Из котельной её перевели контролером. Теперь уже она чаще появлялась в бухгалтерии, и соответственно прибавились учителя.
Секретарем-машинисткой в то время была Шашкова Ольга Васильевна – суровая внешне, но добрая внутри. Строгим голосом она постоянно поправляла молодую работницу, а если что-то не получалось она говорила Нелле – думай! делай сама! Можно сказать, заставила ее поступить на курсы обучения секретарей-машинисток. Так Ольга Васильевна готовила её на свое место, а сама впоследствии перешла на место бухгалтера материальной группы.
Действительно, у Нелли Александровны Фокиной было много учителей и не только в бухгалтерии. По ее словам именно ТЕАТР - стал главным учителем в её жизни. Прежде всего, ТЕАТР – научил ее понимать людей и вникнуть в специфику актерской профессии. Ведь актеры – это особая каста. Они сотни раз проживают на сцене судьбы других людей. Тувинские актеры покорили своим талантом сердце Нелли Александровны. Она была влюблена в них. Но ТЕАТР – это не только актеры, это огромное количество и других людей, которые обслуживали театрально-концертную деятельность. Ведь до открытия филармонии при театре еще существовало концертно-эстрадное бюро. И наймом кадров занимались сами директора, т.к. не было отдельной единицы кадровика, их обязанности исполняли секретари-машинистки, где уже работала Нелля Александровна. Лишь в 1964 году театру выделили отдельную единицу заведующего отделом кадров. Так что можно сказать, что в тувинском театре Фокина Нелля Александровна стала первой заведующей отделом кадров. Правда, в то время обязанности были менее обширными. Это сегодня начальник отдела кадров управленец. Он может руководить не только поиском персонала, но и его адаптацией, обучением, повышением квалификации и многими другими задачами.
Более 45 лет отдала она ТЕАТРУ. Трудно представить сегодня - сколько человеческих судеб прошло через ее руки. Она всегда говорила – в театре мало просто числиться в штате и работать. Она убеждена – надолго остаются и бескорыстно служат ТЕАТРУ, неважно в какой должности, люди с большой ЛЮБОВЬЮ в сердце и в душе. Если этого нет – долго не задерживаются. Нелля Александровна на своем месте старалась понять каждого. Интуитивно чувствовала тех, у кого отсутствовала эта любовь и она старалась помочь им, убедить, а где-то поддержать, а при необходимости помочь. Как когда-то протянули руку помощи ей и дали возможность найти своё место в жизни. Нелля Александровна сегодня на заслуженном отдыхе, но с большой благодарностью вспоминает тех, кто окружал ее. Это и актеры, обслуживающий персонал, технические работники, бухгалтера и директора… Для нее ТЕАТР – это дорогое сердцу место, где пересекались самые главные события и люди в ее жизни. Её дочь Ольга на этом перекрестке впитала теплую и семейную атмосферу ТЕАТРА. Позднее, как-то при встрече она призналась - очень сожалеет, что не связала свою жизнь с ТЕАТРОМ. Большая любовь к этому волшебному миру передалась ей от матери Нелли Александровны.
С особой теплотой она вспоминала спокойного и интеллигентного, доброжелательного и требовательного директора театра Далай-оола Родиона Окуй-ооловича. Они много лет проработали вместе. Нелля Александровна печатала хорошо на двух языках, и это позволило ей поверхностно понимать смысл некоторых слов, затем и понимать тувинскую речь. И вот она решила более серьезно заняться изучением тувинского языка. В то время отсутствовали какие-либо курсы, и она попросила заняться с ней одного актера. Любопытная по натуре она с большим рвением взялась за новое дело. Всё бы хорошо, да вот актер как-то решил подшутить над ней. Говорит – надо закрепить язык. Песни, стихи, частушки - самое хорошее подспорье в этом деле, убедил он её. Как добросовестная ученица, она выучила материал. Однажды шла по коридору и запела заученные песни. А за ней шел директор Родион Окуй-оолович и он услышал её пение. Догнав её, пригласил в кабинет. Он-то и поведал Нелле Александровне, что все эти песни не хорошие в смысле содержания. Никогда не пой эти песни – сказал он, и предложил продолжить занятия по тувинскому языку с ним. Раскрасневшись от стыда, она согласилась. Но директору не всегда удавалось найти время и, понимая ситуацию, она просто отказалась от этой затеи. В 1969 году в апреле месяце открыли филармонию. Назначили директором нового творческого коллектива Родиона Окуй-ооловича и, долго не думая, он пригласил работать в отдел кадров Неллю Александровну. Она поблагодарила, но отказалась. А вот помочь на первых порах согласилась с большим удовольствием. Около месяца бегала она между театром и филармонией. Начав с нуля и доведя до ума все документы по кадрам, Нелля Александровна передала дела. Однажды, как прекрасного специалиста по кадрам, всё же уговорили работать в ТНИИЯЛИ. Её хватило только на два дня, хотя предоставлены были все условия. Неллю Александровну пугала тишина…До боли ей не хватало ТЕАТРА с его специфическими запахами и шумами, а главное ей не хватало этой, слегка сумасшедшей, замечательной театральной семьи. Но, тем не менее, за эти два дня она сумела привести в порядок все документы по работе с кадрами. Это основная черта Нелли Александровны – всё должно быть в порядке! Порядок у нее был и в голове – добросовестно изучала все необходимые документы и приложения к ним. С тех пор она уже никуда не уходила и даже не пыталась, несмотря на заманчивые предложения. Ведь мы все знаем, что зарплаты в сфере культуры и искусства всегда были мизерными. А время бежит... менялись и росли требования к начальнику отдела кадров. Она понимала изменившуюся ситуацию и, конечно же, стремилась взрастить себе замену. Понимала и то, что только доморощенный кадр сможет работать полноценно в творческом коллективе. Приметила молодую девчушку Аиду, которая работала в приемной. Была она исполнительной и добросовестной, эти качества очень нравились Нелле Александровне и решила взять её под своё крылышко. Аида быстро всё схватывала и вот в 2007 году Нелля Александровна ушла на пенсию. Аида заменила её, став начальником отдела кадров театра. Сегодня можно сказать – достойная ученица достойного учителя! Как говорится, всему своё время!
Сегодня Нелля Александровна лишь в мыслях возвращается в свой театр, лишь в воспоминаниях проплывают родные и близкие лица актеров тувинской и русской трупп, директоров, инженеров, художников, гримеров, осветителей, швей, монтировщиков, костюмеров, гардеробщиц, контролеров, вахтеров… В свою очередь и они все помнят спокойную и доброжелательную Неллю Александровну, которая искренне старалась поддержать и помочь, подсказать, объяснить, поправить и оказать содействие в решении каких-то проблем… Помнят и организации столицы, уполномоченные которых соприкасались по работе с этой замечательной труженицей. Помнят её компетентность, а главное умение общаться и вести переговоры. С большой благодарностью и любовью вспоминают Неллю Александровну доморощенные кадры театра - Надежда Торлуковна Оюн и Валентина Баировна Саая. Она оказывала им поддержку в трудные минуты и помогала в семейной жизни. Согласитесь, не все начальники отделов кадров знали своих сотрудников вне рабочей деятельности. Нелле Александровне была присуще черта – на уровне интуиции чувствовать душу каждого сотрудника. Не навязывалась на откровения – все сами шли к ней со своими проблемами и жизненными неурядицами. Но были моменты, когда ей самой приходилось вмешиваться и утрясать внутреннее состояние человека. Надежда Торлуковна пришла на работу в 35-летнем возрасте, после смерти мужа, с детьми на руках… Нелля Александровна приняла посильное участие в её жизни, трудоустроила многодетную мать в гардероб. А сейчас работает заведующей складом театра. Валентина Баировна пришла в театр совсем молодой девчушкой. Впервые соприкоснулась с волшебным миром театра благодаря старшему брату Чадамба Баировичу и его супруге Дарый Чульдумовне Монгуш. Они уже работали в актерском составе по окончании ЛГИТМИКа. Здесь же в театре Валентина создала свою семью, её муж Борис работал монтировщиком сцены. Народили театральных детей. Всякое случалось в жизни… но Валя всегда чувствовала ненавязчивое внимание, поддержку Нелли Александровны. Много лет работала Валентина в реквизиторском цехе, заведующей которым была Лидия Петровна Попова. Сама Лидия Петровна тоже более 45 лет трудилась в театре, здесь же в электроцехе работал её муж, Константин Попов. В театре родилась дочь, которая впоследствии стала Заслуженной актрисой РТ. Это Ольга Константиновна Кузина. И таких много в ТЕАТРЕ… Они десятилетиями своим бескорыстным трудом выражали свою ЛЮБОВЬ ТЕАТРУ. Они служили и служат его Величеству ТЕАТРУ трепетно, верно, надежно и преданно, как Нелля Александровна Фокина.
P.S. 23 марта – юбилей у Н.А.Фокиной и в связи с этим знаменательным событием желаем Нелле Александровне Фокиной доброго здравия и говорим СПАСИБО за Ваш труд!
Светлана Мунзук, Заслуженный работник культуры РТ