К осознанию богатства предков
04 мая 2018
Уже первый показанный спектакль «Я — Будда» удивил смелостью режиссера и одного из авторов музыкальной поэмы Бориса Манджиева. Рассказать главную историю буддизма языком театра, причем современного, довольно дерзкое решение. Даже одно название вызывало некоторое опасение. Но все сложилось хорошо, в конце концов, Сиддхартха Гаутама был человеком, и рассказать его историю действительно можно, но при одном условии: если это сделано талантливо и с большой любовью и знанием. У театра высокая культура издания программок, один цветной лист содержит значительный материал, сообщает не только имена постановщиков и исполнителей, но рассказывает и о самом спектакле, о том, что является приоритетным в творческой мастерской коллектива. Если для искушенного зрителя это может показаться и лишним, то для молодого — это полезная информация. Уже после первого спектакля стало ясно, что художественный руководитель театра обращается, в первую очередь, к молодому поколению Калмыкии, каждая его постановка — непосредственное обращение к юношам и девушкам, которые в скором времени будут растить своих детей, работать в разных областях, и вопросы нравственности станут для них очень важными. Борис Манджиев, безусловно, признанный духовный лидер республики. В одной из театральных программ написаны очень важные слова: «Сегодня, когда наша многонациональная страна, где проживают представители 120 народов, переживает сложную ситуацию в развитии межэтнических отношений, богатство буддийской философии и психологии может быть востребовано современной российской культурой, философией и интеллектуальной сферой для духовно-нравственной стабилизации, укрепления доброжелательных отношений и взаимопонимания между народами». Это кредо Бориса Манджиева. Бывают режиссеры, которые реализуют свои творческие амбиции и актуальность темы их волнует в меньшей степени. Художественный руководитель калмыцкого театра совсем другой. За три театральных вечера он рассказал об истории своего народа так, что его боль стала и нашей болью. Его вера в то, что народная культура должна и может стать источником Гармонии и Света, стала и нашей верой. В спектакле «Я — Будда» практически нет декораций, но есть помост, встроенный в зрительный зал. Актеры вовлекают нас в историю Гаутамы, делают соучастниками событий, происшедших в Индии 25 веков назад. Одним из самых мощных в эмоциональном плане стала финальная часть, когда все актеры надевают футболки с надписью названия спектакли и выходят в зал, во все проходы, они соединяют Будду со зрителями в один мир. Замечательная музыка, хорошая работа со светом, сильный исполнительский состав. Очень талантливая молодежь, они умеют все: петь, танцевать, играть, даже держать паузу! И даже если у многих из них нет ролей и записаны они просто: «в массовых сценах заняты артисты театра», от них идет сильнейшая энергетика, они — мотор спектаклей и запоминаются наравне с главными исполнителями! Слаженный коллектив, ни один не пытается обратить внимание на себя, словить аплодисменты, все работают ради общей идеи спектакля, и это несмотря на то, что премьера состоялась два года назад, он не развалился на отдельные сцены. Спектакль «Араш» — о самом страшном периоде в истории калмыков — о депортации всего народа в Сибирь 28 декабря 1943 года. Такая тяжелая тема и такой светлый спектакль, не зря он лауреат девяти международных театральных фестивалей! Роль Араша, мальчика-подростка, играет замечательный молодой артист Очир Такаев, блестяще сыгравший в первый вечер отрицательного героя — Девадатта. Саглара Гойдыкова и Алексей Сарангов, отмеченные почетными призами фестивалей, спектакль идет на сцене давно. И в нем опять хочется отметить актеров, занятых в массовых сценах: черные фигуры в белых масках задают темп спектаклю, являясь при этом живой движущейся декорацией. Это великолепная работа Ирины Самсоновой по пластике актеров, на них хотелось смотреть и читать язык тела и жестов. Без лишних слов все было понятно и вызывало очень сильные чувства сопереживания. При полном минимализме декораций и костюмов, такой взрыв эмоций на сцене и в зале. Третий спектакль, «Калмыцкая свадьба», также стал открытием для тувинского зрителя: показаны все этапы ее проведения. Борис Манджиев — автор и режиссер, не выдумывает особых сверхзадач для исполнителей. У него есть цель — рассказать молодому, в первою очередь, калмыцкому зрителю, как в старину проводили этот обряд. Такой своеобразный урок молодежи, чтобы знали свои традиции, но сделано это с любовью, весело, поэтому этот мастер-класс проходит быстро, в ритме народного танца! Этот спектакль живет на сцене уже три года и говорит о том, что нужен, востребован в обществе. Не только калмыцкие артисты удивили, тувинская публика тоже приятно удивила тем, что вела себя очень прилично. Обычно у нас многие сидят с телефонами, разговаривают вслух, снимают артистов, а это запрещено в приличных театрах и очень мешает другим зрителям. У нас опаздывают на спектакли и проходят в середину ряда спиной к уже сидящим в зале и часто смеются над порой двусмысленными жестами актеров. Было ощущение, что это совсем другие люди, они сопереживали даже в длинные паузы в «Араш», так необходимые для понимания всей трагичности событий. Очевидно, у нас все же две публики: одна, массовая, ходит на спектакли типа «Акша, акша», и другая, которая была на гастрольных спектаклях. На последнем показе, в третий вечер, молодые юноши в униформах работников театра вручали нашим гостям цветы левой рукой, держа остальные букеты в правой. К сожалению, у нас такого Бориса Манджиева нет и им никто не сказал, что в тюркско-монгольском мире левой рукой ничего подавать нельзя, особенно подарки! Будем надеяться, гости нас простят, мы только учимся познавать свою культуру! Айлана КУЖУГЕТ, театральный критик, доктор культурологи, Газета "Тувинская правда" (от 01.05.2018, № 47)