Верной его хранительницей, чья преданность театру бескорыстна, стала Светлана Мунзук, заслуженный работник культуры Республики Тыва, директор общественного благотворительного фонда «Дерсу Узала», дочь народных артистов РСФСР Максима Монгужуковича и Кара-кыс Номзатовны.
Светлана Максимовна еще в 1994 году загорелась желанием создать музей, в котором были бы отражены судьбы живших театром людей, хранились уникальные экспонаты. Два десятка лет эта удивительная женщина настойчиво шла к осуществлению своей заветной мечты: систематизировала театральные фотоархивы, собирала уникальный реквизит. О каждом экспонате она рассказывает с огромной любовью и уважением.
Для нас, слушателей школы межэтнической журналистики, Светлана Максимовна сначала провела небольшую экскурсию по зданию театра, тем самым погрузив в его историю.
Прямо напротив входа зрителей встречает улыбающийся Виктор Шогжапович Кок-оол. Автор скульптуры — член Союза художников России Александр Ойдуп. У входа в зрительный зал — картина Татьяны Левертовской, члена Союза художников СССР. На ней навечно запечатлены те, кто оставил яркий след в его истории, среди них — Иван Забродин, Екатерина Кенденбиль, Марьям Рамазанова, Ольга Ензак, Алексей Чыргал-оол, Людмила Сысоева, Олег Намдараа.
А в музее театра хранятся реквизит и личные вещи актёров, которые помнят их прикосновения. Среди них — зеркало Кара-кыс Мунзук. Светлана Максимовна рассказала интересную историю, связанную с ним. В 1951 году Максим Монгужукович, будучи директором, купил для театра первую грузовую машину. Когда та вышла из строя, зеркало от неё подарили Кара-кыс Номзатовне. Она использовала его для нанесения грима перед спектаклями. Позже это зеркало перешло к детям как семейная реликвия, затем нашло своё место в музее. Рядом с этим экспонатом хранится искусственная коса актрисы, которую она использовала в роли Кары в спектакле «Хайыраан бот» — «Сожаление». А чавага — национальное украшение для косы — Кара-кыс Номзатовна сделала своими руками.
Отдельная витрина посвящена и Виктору Кок-оолу. Он играл главную роль в спектакле «Три года на посту секретаря ячейки» по пьесе Салчака Токи, основоположника тувинской литературы. Во время гастролей агиткультбригады в один из районов республики зрители подарили Виктору Шогжаповичу серебряную чашку. Рядом расположились трубка, сделанная из красного тальника, которую он использовал в качестве реквизита в спектакле Салчака Токи «Осуществленная мечта», шаманские костюм и сапоги, а также первый бубен, с которым Виктор Кок-оол исполнял роль Хам-оола — Шамана в авторском спектакле «Хайыраан бот». Своим любимым экспонатом Светлана Максимовна считает сценический тон, национальный халат, мамы Кара-кыс Номзатовны, в котором она несчетное количество раз играла в этом спектакле главную роль Кары.
Всего в музее восемьдесят девять экспонатов, в их числе — архивные черно-белые фотографии — лица тех, кто трудился в тувинской и русской труппе театра, а также их режиссёров. Это Иван Яковлевич Исполнев, Сергей Петрович Майер, Иван Степанович Забродин, Людмила Александровна Бузина.
На стенах и столах в музее — фотографии спектаклей. «Ромео и Джульетта» Вильяма Шекспира, «Самоубийство влюблённых» Мондзаэмона Тикомацу, «Ревизор» Николая Гоголя, «Без вины виноватые» Алексея Островского, «Кровавая свадьба» Гарсия Лорки, «Женитьба Фигаро» Пьера Бомарше, «Интервью в Буэнос-Айресе» Генриха Боровика. И ещё русская, советская, тувинская мировая классика. Вечные темы театральных подмостков, объединяющие людей. На сцене нашего театра они с его рождения звучали на двух языках — русском и тувинском. Традиция сохранена. Каждый зритель, не владеющий тувинским языком, может воспользоваться специальными наушниками для синхронного перевода на русский.
— Театр — это место, где люди понимают друг друга, потому что настоящее искусство объединяет, — завершает экскурсию Светлана Мунзук. — Для того, чтобы сохранить память о тех, кто служил и служит ему, и создан наш музей.
Виктория ДОРЖУ,
слушательница школы межэтнической журналистики,
студентка Тувинского госуниверситета
для газеты "Тувинская правда"