Говорят, чтобы впечатления о каком-то событии можно было внятно описать и систематизировать, надо чтобы прошло какое-то время, хотя бы одна ночь. Ну вот, ночь прошла. И другая тоже. А не получается успокоить в себе «говорильню», не получается успокоиться и перестать спорить с собой. Это в общем-то и означает, что спектакль Сюзанны Ооржак «Инстадрама» получился очень сильным. И даже страшным.
Поколение неуверенных в себе
Не знаю, как будут называть лет через сколько-нибудь нынешнее поколение. Зависимость от лайков говорит об ужасной неуверенности: «посмотрите на меня, зацените меня, полюбите меня». Об этом даже не говорят – кричат. Зачем это молодым людям? Они действительно считают, что ничего из себя не представляют? Они действительно думают, что одобрение чужого человека так важно?
Героиня спектакля Сайс так и думала долгое время. Она научилась маскировать свои «худые кривые ножки», она безумно радовалась, что ее фото лайкают подписчики, готова идти на риск для жизни, чтобы собрать как можно больше лайков… Это же страшно!
А еще страшнее, что неизвестно, что будет дальше. Техника не стоит на месте, и с каждым годом все меняется быстрее и быстрее. Телефоны-смартфоны-айфоны появились относительно недавно, но быстро захватили… Так и хочется сказать, что захватили души людей, но техника – это ведь не какая-то нечистая сила. Не дьявол, который охотится за душами. Может быть, захватили умы, помыслы, все свободное время? В общем, они захватили людей.
Что будет дальше? Очки, на стекла которых, как на экраны, будут выводить информацию? Чипы, которые позволят обходиться без предметов в руках? Мы этого не знаем. А возвращаясь к пьесе, отметим открытый финал. Сайс (или уже Сайсуу?) отказывается от виртуальной жизни. Но последние мизансцены – это поклонение Инстаграмму как божеству.
Жила-была девочка
Сюжет пьесы не слишком замысловат, да и к чему излишние навороты, если такая тема. В общем, жила-была девочка, звали ее Сайсуу. Жила она с бабушкой и дедушкой в одном из аалов Тувы. В четыре года дедушка, как и полагается, посадил ее на коня. Да, было трудно. В первый день. Потом Сайсуу освоилась. Она тонко чувствует природу и очень любит тувинскую музыку, искусство Тувы. В общем – обычная девочка, каких тысячи в Туве. Это нормально и правильно. И, как все эти девочки, однажды она становится обладательницей гаджета. Что тоже нормально и правильно. И, как все, она погружается в виртуальную реальность. Что тоже очень нормально, хотя и не очень правильно.
То есть, автор пьесы, Сюзанна Ооржак, она же и режиссер, не пытается нас увлечь какими-то чудесами. Это самая обычная история – фрагмент самой обычной жизни. Больше того, как говорит Сюзанна Алексеевна, некоторые монологи взяты из соцсетей. Посты - практически дословно. Это делает всю пьесу еще страшнее.
Придуманные ужасы – это здорово и приятно: динозавры бегают по острову, из далекого неопределенного будущего приходит робот, очень похожий на человека, мумия просыпается и пытается захватить власть. Действительно здорово.
А вот – дети уходят. Сначала уходят в виртуальный мир – а потом уходят из жизни. Это ведь не сказка с непременно хорошим финалом. Это трагическая реальность. Почему «синему киту» поверили дети? Да так поверили, что погибли. Может быть, они тоже были не уверены в себе, а «кит» давал им какую-то опору?
Психологи думают по-разному. Например, психолог Татьяна Гавриляк: «Для того чтобы подросток включился в игру, связанную с суицидом, у него уже должны быть предпосылки к этому - неудовлетворённость собой, своей жизнью, сложные отношения в семье, с друзьями, в любви».
Когда уходит из жизни подруга Сайсуу, девушка начинает понимать, что виртуальная действительность не столь уж безопасна. Она решает покончить с Инстаграммом и другими сетями.
Вот и все. Это весь сюжет. Ничего страшного, да? Ничего, кроме трагедии подруги, кроме кадров с детьми, которые ушли из жизни из-за «синего кита»… Обычная жизнь.
Письмо Татьяны
Да, да, конечно, социальные сети - это ведь только способ передачи информации… Раньше писали письма, сейчас пишут сообщения и посты. Все как всегда. Айзаана Чылбак-оол – замечательная актриса. На четвертом международном фестивале монодрамы «UB – The Parade of Winners» в Улан-Баторе в сентябре этого года моноспектакль «Инстадрама» занял второе место, уступив американской постановке. Почему уступили? Наверное, у нас просто меньше опыта: моноспектакли на тувинской сцене – не слишком частое явление.
А вот что делала Айзаана на сцене – заслуживает только восторга. К вопросу о передаче информации – письмо Татьяны Онегину. На английском языке. И потом – на тувинском языке. Что называется – почувствуй разницу. Не разницу между переводами – разницу между постами и письмами. Это была очень сильная сцена.
Айзаана великолепна и убедительна в роли ворчливой дамы, и в роли маленькой девочки. И в роли жеребенка тоже. Она играет на разных музыкальных инструментах. Может, и не играет, а звук идет со стороны – но иллюзия полная. Она поет. В частности – письмо Татьяны на английском идет под аккомпанемент. Она делает все так, что даже не замечаешь, что, по сути, на сцене всего один человек, и этот человек читает один текст. Или, если хотите, один пост.
Отвести глаза от сцены просто невозможно. Да, получился очень хороший тандем артиста и режиссера.
А на сцене почти ничего нет
Вот это, кстати, тоже интересно. Малая сцена в «Тет-а-тет» была придумана еще и для творческих экспериментов. Но артисты ее не слишком задействовали для своих постановок, кроме артистов театра кукол, разумеется. Не так просто играть рядом со зрителями, видеть их глаза.
А в этом спектакле, как было видно еще перед началом, светящейся нитью была огорожена своеобразная сцена. Тоже боятся оказаться рядом со зрителями? Вовсе нет. И, как потом пришло понимание, это была не сцена, это был силуэт гаджета. Героиня постановки все время была внутри гаджета. И, похоже, несмотря на решимость, там и осталась. Экран на сцене - как окно гаджета – там мы видим девушку, которая видит себя…
Из декораций – все. Есть еще один экран, на котором в начале и в финале фотография – полная иллюзия – Умы Турман в фильме «Убить Билла». На самом деле, это она же – Айзаана Чылбак-оол, и в руках у нее не боевой меч, а боевая палка для селфи - монопод…
Для ворчливой дамы появляется маленькая печь – дама печет блины. Есть еще скамеечка и баян. Вот теперь все. Ах да, еще маленькое искусственное светящееся деревце. В основном для финальной сцены, которая, по замыслу автора, происходит накануне Нового года. Сценография – Народный художник РТ Начын Шалык.
Минимум декораций. Одна актриса. Спектакль, который за несколько дней «не улегся» и продолжает волновать.
Запахи и блиц-опрос
Блин ворчливая дама пекла настоящий – запах наполнил зрительный зал. По крайней мере, зрители передних рядов его почувствовали. Когда под Новый год героиня принимает решение покинуть Инстаграмм, она угощает зрителей блинами и апельсинами.
Запаха апельсинов не было. Может быть, все постеснялись чистить и есть апельсины в театре. А может быть, унесли с собой? Очень просто – для селфи: вот, мол, каким апельсином меня угостили в театре.
А теперь пройдем по рядам и спросим, есть ли свои странички в соцсетях у зрителей, готовы ли они покинуть виртуальную реальность и начать жить только в реале?
Странички у всех есть. Покинуть их не готов никто. Вообще никто. Впрочем, некоторые, в том числе и актриса с режиссером, говорят, что они не живут в виртуальной реальности, они используют сети только для общения.
Но грань между «только общением» и жизнью в интернете очень тонкая. Ее очень легко перейти.
Этот спектакль – 16+. Он не для детей и подростков, а для людей постарше и для родителей. Для детей, говорит Сюзанна Ооржак, надо сделать что-то другое, больше использовать подростковый сленг, чтобы было ближе детям. Но ей кажется, важнее сейчас предупредить взрослых. Рассказать, куда может привести погоня за лайками.
Ирина Качан,
газета "Плюс Информ"