Ланзы Сергей Кончукович был первым в Туве художником-профессионалом, одним из основателей тувинского отделения Союза художников РСФСР, идейным вдохновителем создания Кызылского колледжа искусств, Дома художников в столице Тувы. Этому удивительному человеку в этом году исполнилось бы 90 лет. Однако наследие его живо. Сергея Ланзы помнят не только его потомки. Память о нем чтят художники – те, кто считает его творчество поворотным моментом в истории изобразительного искусства в Туве.
Сергей Ланзы – участник всесоюзных и зарубежных художественных выставок. Работал в разных жанрах: станковая живопись, пейзаж, портрет, книжная графика, натюрморт. Особое место в его творчестве занимают работы, связанные с историй Тувы. Произведения Ланзы находятся в фондах Национального музея им. Алдан-Маадыр Республики Тыва, Картинной галереи Республики Калмыкия, Музея изобразительного искусства Республики Бурятия, Иркутского художественного музея и др.
Ланзы С.К. (1927 – 1977). «Певец родного края»
Сергей Кончукович Ланзы, в буквальном смысле слова, прославил Туву своими историческими картинами, панорамными пейзажами, национальными натюрмортами на всероссийских, всесоюзных и зарубежных художественных выставках. Это при его активном организаторском участии искусство тувинских камнерезов становится широко известным во многих странах мира. Это при его активном содействии на первом учредительном съезде художников Тувы весной 1965 года формируется Тувинское отделение Союза художников РСФСР, председателем которого он был на протяжении 12 лет, до конца своей жизни.
С.К. Ланзы родился 3 ноября 1927 года в местечке Чангыс-Шиви Тес-Хемского кожууна в семье арата. Его детство и первые школьные годы прошли в селе Самагалтае, где юноша выделялся большим интересом к рисованию. Среднюю школу он уже окончил в Кызыле, где впервые познакомился с изобразительным искусством на уроках живописи и рисунка, который вел известный художник В.Ф.Демин.
В 1944 году Сергей Ланзы, одаренная личность, был направлен Министерством просвещения ТНР на учебу в Свердловское художественное училище. Позднее он перевелся в Казанское художественное училище, готовившее учителей рисования и художников театра. В 1949 году после окончания училища Ланзы вернулся в Кызыл и стал работать главным художником Тувинского драматического театра.
Его стремление к совершенствованию художественного мастерства привело к тому, что в 1953 году он поступает в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Восприятие богатейших коллекций художественных музеев, учеба у ведущих российских живописцев – Р.Френца, П. Иванова, П. Белоусова, Е. Моисеенко, М. Копейкина – значительно обогатили молодого тувинского художника, способствовали расширению творческого диапазона, росту реалистического мастерства. В 1959 году Ланзы окончил институт, защитив диплом картиной «К партизанам» на тему из истории гражданской войны в Туве, и вернулся на родину, активно начал творческую работу.
Большая энергия, труд, целеустремленность позволили Сергею Кончуковичу за несколько лет сделать очень много. С начала 1960-х годов он организует местные республиканские выставки, участвует в зональных («Сибирь социалистическая»), всероссийских («Советская Россия»), всесоюзных («Слава труду») художественных вернисажах.
Его творчество чрезвычайно многогранно и разносторонне: Ланзы работает в станковой живописи, графике, книжной иллюстрации, театральной декорации, организует художественную студию, творческие поездки по республике, помогает тувинским камнерезам в разрешении социальных и жилищных проблем. С трудом он «выбивает» в Москве проект Дома художника и финансирование на его строительство за счет Художественного фонда СХ РСФСР. Остро ставит вопрос о необходимости открытия в Кызыле художественного музея или картинной галереи, ведет большую общественную деятельность на посту председателя правления Союза художников Тувы, выпускает к выставкам каталоги, буклеты, пишет к ним десятки искусствоведческих статей, а также заметки для газет «Тувинская правда» и «Шын».
За огромный вклад в развитие советского изобразительного искусства Сергею Кончуковичу Ланзы в 1966 году было присвоено высокое звание заслуженного деятеля литературы и искусства Тувинской АССР, в 1968 – заслуженного художника РСФСР, в 1971 году ему вручена Государственная премия Тувы и в этом же году он был награжден Орденом Трудового Красного Знамени.
Ланзы оформил много спектаклей на сцене Тувинского музыкально-драматического театра, в его декорациях предстали перед зрителями большинство пьес основного репертуара театра – тувинской, русской и советской классики: «Донгур-оол» С. Тока, «Пробуждение» О. Саган-оола, «Гроза» А. Островского, «Васса Железнова» М. Горького, «Самбажык» В. Кок-оола, «Товарищ директор» М. Мунзука, «Иркутская история» А. Арбузова и многие другие.
В книжной графике Ланзы оформил и иллюстрировал десятки книг Тувинского книжного издательства от крупных, богато иллюстрированных изданий – народный эпос «Гэсэр», «Тувинские народные сказки», «Сказания о богатырях», книга С.Сарыг-оола «Богатая родина моя», до брошюр и выпусков альманаха «Улуг-Хем».
Историческая картина в живописи Ланзы занимает ведущее место. Его мать С.А. Быдыргын, народная сказительница, рассказывала молодому художнику множество преданий и легенд об историческом прошлом Тувы, о героическом восстании Алдан-Маадыр (60-ти богатырей) и его жестоком подавлении, о революции и красных партизанах.
На эти темы Сергей Кончукович создал серию драматических полотен: «Допрос 60-ти богатырей», «Допрос в хурээ», «После восстания 60-ти богатырей». Революционной тематике посвящены картины «Приезд красных партизан в Туву», большое полотно «К партизанам», наполненное тревожной романтикой и трепетным светло-серебристым колоритом.
В более поздних жанровых работах Ланзы показывает бытовую жизнь, трудовую деятельность, праздники жителей республики в картинах «Юность Тувы», «Первый выход на сцену», «С работы», «Праздник воссоединения с Россией», серии полотен «Сюита о моей родине», раскрывающих мажорное оптимистическое восприятие современной жизни.
Пейзаж в творчестве С.К. Ланзы составляет одну из сильных сторон живописного дарования, которое раскрывается во множестве написанных им этюдов разных уголков родного края, будь то берега Енисея, долина реки Хемчик, окрестности Кызыла, крупные новостройки республики («Утро на Малом Енисее», «Долина Хемчика», «Аржаан Тарыс», «Курорт Чедер», «Долина Самагалтая»).
Из богатейшего этюдного материала рождаются пейзажи-картины «Аржаан», «Дорога Ак-Довурак – Абаза», «Строительство асбестового комбината», «Строительство комбината «Хову-Аксы», «Кызыл». В них удлиненный по горизонтали, панорамный формат холста, охватывает почти все ландшафты Тувы – от степей до высоких гор, пронизывая яркими, светлыми солнечными мазками красок.
Интересны живописные портреты Ланзы. Созданные им яркие образы современников, писателей, композиторов, простых рабочих, чабанов, медсестер повествует о многообразии тувинского характера, глубокие человеческие души, нелегкой судьбе героических личностей. Так, с большой теплотой, в светло-красном колорите тщательно прописан небольшой по размеру «Портрет матери». Плотными сочными мазками с большой темпераментной силой выполнены жизнеутверждающие работы: «Автопортрет в красном», «Министр здравоохранения С. Серекей». «Герой социалистического Труда Кандан Уруле», «Камнерез Раиса Аракчаа», «Композитор Алексей Чыргал-оол», «Портрет жены», «Портрет Б.Д. Бюрбю, заслуженного работника МВД» и ряд других неповторимых обликов тружеников Тувы.
Высокую оценку искусствоведов и зрителей вызвали его красочные, развернутые во всем национальном богатстве орнаментированные изделия бытовой утвари, звонкие краски таежных цветов, натюрморты-картины. Это «Натюрморт с халатом», «Натюрморт с багульником», «Натюрморт с седлом».
Картины, полотна, ряд эскизов находятся в фондохранилищах Национального музея имени Алдан-Маадыр Республики Тыва, в Картинной галерее Республики Калмыкия, в Музее изобразительного искусства Республики Бурятия, в картинной галерее Иркутска, художественных музеях Омска, Красноярска, Томска, в Художественном фонде РФ в Москве.
По информации минкультуры Тувы