Когда они приехали, я училась в 9 классе. Росла, можно сказать, в театре и впитала всю творческую атмосферу. В старших классах уже готовилась к поступлению в институт на режиссера. Поэтому внимательно следила за молодыми артистами, которые окончили именно тот институт – ЛГИТМиК, куда хотела попасть. И сегодня делюсь своими первыми и последующими впечатлениями о выпуске в целом и каждом в отдельности.
Итак, Тувинский театр пополнился новым, уже третьим поколением профессиональных артистов. Их появление – это фейерверк! Все такие разные, но талантливые, энергичные, искрометные! Зритель восхищен. Дипломные спектакли прошли на «Ура!» Для информации это были:
«Анчы-Кара и Ангыр-Чечек» Л.Гавриловой
2. «Парень из нашего города» К.Симонова
3. «Тартюф» Ж-Б.Мольера
4. «Тонгур-оол» С.Тока
5. «Лекарь поневоле» Ж-Б.Мольера.
Внимательно и с большим интересом смотрела все спектакли. Всем сердцем полюбила молодых артистов. Это в целом, ну а каждый вник в мою душу совершенно по-разному и в разное время.
Сразу же обратила внимание на Люндупа Солун-оола. Хорош был его Сережа Луконин в «Парне из нашего города», Тартюф и Тонгур-оол. Но больше всего удивлялась внешнему несоответствию. Лицо детское-детское, мальчишка! А начнет играть – сила! Дух захватывало! А как читал стихи! Любовь к художественному чтению он сохранил до сих пор. Тембр его голоса, когда он пел или читал стихи, всегда привлекали меня. Если присмотреться сегодня, когда он уже именитый – Народный артист РФ и РТ и в почтенном возрасте, до сих пор сохранились мальчишеские черты. Глаза, улыбка!
Сразу же покорила мое сердце Ирина Даваа - Лопсан. Изящная, стройная, с легкой, неповторимой походкой. Видела, как она готовилась к выходу на сцену. Это был момент её перевоплощения в образ. Она ничего не видела, не слышала, что происходит за кулисами. Была уже там - в спектакле. Позови её в этот момент или задай вопрос – бесполезно. Необыкновенная её самоотдача и трудолюбие всегда привлекали меня. В дипломном спектакле «Парень из нашего города» роль Вари исполняли двое Мария Солун-оол и Ирина Лопсан. Но мне больше нравилась в этом образе Ирина. Ну а позднее в сердце остался образ Нэркес в её исполнении в одноименном произведении башкирского драматурга Юмагулова, где она была предельно выразительна и откровенна. А её Джульетта – это воплощение идеального образа. Она порхала по сцене, такая легкая, трепетная, нежная и искренняя!
Ирина Ивановна – травести, она играла подростков, а также в самых разных сказках воплощала на сцене образы разных зверюшек. И какую бы роль ни давали режиссеры – она всегда добросовестно и самоотверженно трудилась, не позволяла расслабляться. По-особому мне хочется отметить её роль соседки в спектакле «Кровавая свадьба» Ф.Г.Лорки в постановке Н.Логачева. Раньше мне как-то не приходилось видеть её в роли старух, но как она проживала старуху в этой постановке! Это было интересно и удивительно!
Вообще-то никогда не мечтала быть актрисой, моя мечта – стать режиссером, режиссером театральным. Но увы… жизнь вносит коррективы. Стала режиссером, но телевизионным. Можно сказать, мечта сбылась наполовину. Но всё равно всегда мне хотелось быть похожей на Ирину Ивановну. Еще одна деталь, которая не давала мне возможности отводить внимание от этой талантливой, красивой актрисы, это ДЕНЬ её РОЖДЕНИЯ! Мы родились в один день – 17 ноября. Вроде бы незначительная мелочь, но внутренне, для меня, это совпадение оказывало влияние. Позднее радовалась за неё, когда она стала уже ставить спектакли. Ставила она разные спектакли, но мне нравились её постановки для детей. Такие же легкие и воздушные, как она сама. Такой же получилась её постановка комедии «Двенадцатой ночи» по В.Шекспиру. Специалисты профессионалы говорят, что комедия сложная, невеселая и печальная. Мол, многое в каждом новом ее сценическом осуществлении зависит как от режиссерской трактовки классического произведения, так и от актерских индивидуальностей. Но ведь спектакль получился, на мой взгляд! Она сумела взбудоражить сердца зрителей, заставила их задуматься.
Еще один из студийцев, который сразу притянул к себе взгляд молодой девушки. Это Кадр-оол Сагды. Привлек внимание своеобразной походкой, осанкой, манерой говорить и, естественно, игрой. Для меня он был похож на дядю Петю – Чылбак-оола Мортай-оола, которого я очень любила. Видимо это сходство тоже как-то повлияло. Плюс ко всему нашла в нем еще одного человека, который родился тоже 17 ноября. В этот день поздравляла со светлым днем рождения его - Кадр-оола Ооржаковича, Ирину Ивановну и Сарыг-оола Степана Агбановича. Несмотря на кажущуюся строгость и жесткость, он был добрейшим человеком. Одаренный режиссер, и является вторым профессиональным театральным режиссером тувинцем, окончил высшие режиссерские курсы в ГИТИСе.
Третьей по счету в этом плане профессиональным режиссером нашего театра стала Ирина Ивановна Лопсан, она окончила высшие режиссерские курсы в Москве, под руководством Юрия Яшина, ученика известного советского режиссера Андрея Гончарова. На мой взгляд, сегодня мы не имеем полного профессионального театроведческого анализа режиссерских работ К.О.Сагды и И.И.Лопсан. А ведь немало было интересных работ у этих двух режиссеров.
Вот уже и окончила школу, в институт не поступила – в приемной комиссии сказали, мол, для учебы на режиссера необходим стаж работы в театре. Надо – так надо, в августе 1969 года уже работала в родном театре костюмером. В тот год главный режиссер театра Сиин-оол Оюн осуществил новую постановку музыкального спектакля «Башмачки» (Хорагай идиктер) Т.Гизатта и Файзи в переводе С.Пюрбю. Художником спектакля был мой брат Эрес Мунзук. А меня поставили танцевать в массовых сценах. С этим спектаклем, а также спектаклем «Хайыраан бот» и концертом поехали на гастроли. Массовка массовкой, а основная моя работа - костюмер. В главных ролях играла Дадар Барынмаа. На этих гастролях я восхищалась её игрой. Вот только ревностно относилась к роли Кара в её исполнении. Нет, она была очень хороша в этой роли. Но внутренне сопротивлялась, и думала: мама - Кара-Кыс Номзатовна – лучше. Естественно, трудно было представить Кару другую, сколько слез переживаний за её судьбу было пролито вместе с мамой! Так вот именно с этих гастролей для меня открылась Дадар Барынмаа…
(продолжение следует)
Светлана Мунзук, Заслуженный работник культуры РТ