Рукописи не горят, а простые человеческие истории не устаревают. Это о спектакле «Бодарал» по мотивам пьесы известного драматурга Чылгычы Ондара. История простого парня Эртине, который после возвращения из мест заключения пытается найти достойное место в обычной жизни. Он давно осознал свою ошибку, стыдится своего прошлого и не хочет возврата к нему. Но кажется, что кроме самых близких и любящих людей, никто, даже сам Эртине, не верит в возможность получить от судьбы второй шанс. Это неверие ломает молодого человека, который все же силится снова воспрять духом и одолеть преследующие его кошмары прошлого.
Драма «Бодарал», которую 16 ноября 2017 года представили на сцене Национального театра артисты Тувинского государственного театра кукол, была написана Чылгычы Ондаром больше 35 лет назад – в 1980 году. Любопытно, что для постановки пьесы в 2017 году современной адаптации не было: диалоги и сцены остались теми же, в спектакле звучит музыка 80-х и танцуют твист. Однако интереса зрителей это совершенно не убавило, наоборот, придало истории особый шарм. Удивительно и то, что за 35 с лишним лет эта история нисколько не потеряла своей злободневности: жизненная драма Эртине нередко повторяется и в наши дни в судьбах его молодых земляков.
«Изменять эту историю нет смысла, - говорит Чылгычы Ондар. – Она актуальна и сегодня, когда такие же молодые люди не могут найти свое место в жизни, трудоустроиться, обрести хорошую семью из-за таких же ошибок, как совершил Эртине. Конечно, все хотят лучшей доли, но человек предполагает, а Бог располагает, и судьба порой складывается так, что приходится бороться, доказывать, что ты имеешь право жить так, как считаешь достойным. Посыл этой истории – в том, что молодежь надо После 30-летнего перерыва на тувинской сцене возрожден спектакль "Бодарал" ориентировать на эту достойную жизнь, поддерживать в трудный момент, верить в лучшее в человеке».
До Национального театра Тувы артисты театра кукол уже играли «Бодарал» в стенах родного Малого театра «Тет-а-Тет» в постановке режиссера Альберта Хомушку. Тогда камерное помещение позволило зрителям ощутить себя участниками действия, которое разворачивалось на расстоянии руки. Сама пьеса не требует большого антуража – на сцене редко находилось более трех персонажей. Тем удивительнее стало открытие, что и на большой сцене «Бодарал» не теряется, смотрится на одном дыхании. Интересны декорации, подготовленные главным художником Национального театра Тувы Начыном Шалыком, в которых легко узнается сельский колорит: помятый одинокий уличный фонарь, светящиеся в вечерних сумерках окна домов, оплетенных кружевом деревьев, низкие деревенские ограды.
Артистам тувинского театра кукол, которые играли в отличающемся от привычного им репертуара действии, удалось передать характеры своих героев такими, какими видел их автор: душевные страдания Эртине (Буян Сарыглар), честность и твердость духа его любимой Чойган (Аржана Дамдын), излишняя самоуверенность сельского красавца Чечен-оола (Айдыс Чадамба), безжалостность членов банды, преследующих главного героя (Чингис Ооржак, Анатолий Хертек, Артилл Хертек).
Особняком стоит После 30-летнего перерыва на тувинской сцене возрожден спектакль "Бодарал" персонаж матери Эртине, которую играет Чечек Монгуш – удивительно, но артисты, которые играют мать и сына – ровесники! В этом образе актрисе Монгуш удалось проявить и комедийный, и драматический талант, показать свою материнскую боль и гордость за сына.
Зрительный зал Национального театра во время спектакля был полон: как отметил директор Тувинского государственного театра кукол Саян Монгуш, «Бодарал» всегда имеет успех. Теплые чувства зрителей стали понятны после просмотра: спектакль сочетает в себе комедию и глубокую драму, в нем есть истории любви и борьбы, сравнение героев, идущих по жизни разными путями, а связывает все тема возрождения человека, который казалось, почти готов пасть перед судьбой. И все же это простая, жизненная история, в которой каждый найдет знакомые ситуации, и тем сильнее притягивающая к себе.
Пресс-служба Минкультуры Тувы