Сошедшие с книжных страниц
25 сентября 2017
Сегодня, в век интернета и информационного перенасыщения, крайне важно приобщать молодежь к живому искусству, в первую очередь литературе и театру. Так считают авторы уникального культурно-образовательного проекта для молодежи «Театр. Школа. Просвещение» Русского драматического театра имени М. Лермонтова Республики Хакасия. Данный проект стал ярким культурным событием минувшей недели в Туве. В рамках этого проекта состоялся показ девяти театральных уроков в Кызыле на малой сцене Национального театра Тувы – в театре «Тет-а-Тет» и на базе Тувинского госуниверситета. В качестве зрителей на уроки были приглашены школьники Кызыла и районов Тувы, студенты ТувГУ, учителя, методисты и театральные деятели. Перед глазами юных зрителей ожили персонажи произведений классиков русской литературы – Михаила Лермонтова, Ивана Тургенева, Михаила Пришвина, Александра Грибоедова, Антона Чехова, Михаила Зощенко и Дмитрия Мамина-Сибиряка. Это «Каштанка», «Муму», «Кладовая солнца», «Алёнушкины сказки». Старшие классы посетили театральные уроки «Песнь о царе Иване Васильевиче, молодом опричнике и удалом купце Калашникове», «Ода чемпиону» и «Горе от ума». Все произведения из школьной программы – это главный критерий, по которому отбирались произведения. Так, большой интерес и неподдельное сочувствие у юных театралов вызвал урок по Тургеневу «Муму», который прошел 21 сентября на малой сцене. Добрый и безобидный дворник Герасим со своей любимицей Муму вызвали живой эмоциональный отклик у публики. История о несправедливости и жесткости людей не оставила школьников равнодушными. Учащаяся 5 «д» класса школы № 1 города Кызыла Лилия Петухова делится своими впечатлениями: – Я считаю, что нельзя быть такой бессердечной, как хозяйка-барыня. Ведь ни Герасим, ни Муму никому ничего плохого не сделали, - сетует Лилия. – Герасим добрый, поэтому не мог злиться, мстить. Он ушел из боярского дома. Наверно, это было единственное мирное решение. Более глубокие вопросы были подняты создателями театрального урока по поэме Михаила Лермонтова «Песнь о царе Иване Васильевиче, молодом опричнике и удалом купце Калашникове». Честь и достоинство, смелость и сила духа, верность и готовность идти на жертвы – в спектакле были затронуты те темы, которые должны беспокоить молодых людей, познающих этот прекрасный, но в то же время сложный мир. История о коварстве и поиске справедливости заставила подростков задуматься. 14-летний Эртине Сат, учащийся 9 класса школы № 12 Кызыла: – Это было так интересно – увидеть живых героев поэмы о купце Калашникове. В детстве, помню, ходил на детские спектакли. Но это совсем другое. Эта постановка не для детей, - рассуждает Эртине. - Возникло ощущение, будто ты сам участник тех событий на Руси. А еще мне понравилось, что актеры разговаривали на языке оригинала – стихами и даже песнями. Это было здорово! В течение двух дней, во время которых шли театральные уроки, после показов проводились дискуссии-обсуждения с участием создателей постановок, учителей, театральных деятелей, журналистов. Своими впечатлениями от публики поделился режиссер-постановщик «Песни о купце Калашникове» Владимир Гордеев: – Приятно было видеть, как живо зал реагирует на происходящее, как зрители сопереживали героям. Они буквально дышали вместе с персонажами. Это значит, что мы достигли своей цели – достучались до зрителей, передали им то видение мира, которое было заключено в книге. Формат спектаклей, ориентированных на детскую или молодежную аудиторию, известен испокон веков. Новаторство Русского театра состояло в том, что отбор материала должен был отвечать определенным требованиям: литературная основа должна быть включена в школьную программу, продолжительность постановки не должна превышать 40-50 минут, язык и иные средства выразительности должны быть простыми и понятными, причем с учетом возраста аудитории. Среди зрителей были не только дети и молодежь. Внимательно, не пропуская практически ни единого слова, на оживших героев книг смотрели учителя и методисты. Заведующая лабораторией проблем преподавания русского языка, кандидат педагогических наук Ольга Иргит отметила важный момент – Русский театр не ограничивался показом сценического воплощения литературного материала. Авторы проекта «Театр. Школа. Просвещение» знакомили детей и с автором оригинала – коротко, сколько позволял формат урока, юным зрителям рассказали о его жизненном и творческом пути, становлении как писателя, драматурга. За проект «Театр. Школа. Просвещение» Русский республиканский драматический театр им. М.Ю. Лермонтова получил грант Фонда «Русский мир». В качестве площадки для реализации проекта коллектив выбрал Республику Тыва. Как говорит Нина Тодыбаева, руководитель литературно-драматургической части Русского театра, во-первых, коллективу был интересен новый формат работы с Национальным театром Тувы, во-вторых, Русский театр проводил «разведку» – знакомился с возможностями театра нашей республики, конкретнее малой сцены – театра «Тет-а-Тет» для дальнейшего сотрудничества. В организации и проведении театральных уроков Русскому драматическому театру оказали содействие Национальный театр Тувы им. В.Кок-оола, Институт развития национальной школы Республики Тыва, Тувинский государственный университет, департамент по образованию мэрии Кызыла, Тувинский институт развития образования и переквалификации кадров. Театральные уроки проводились в течение двух дней – 21 и 22 сентября. За это время их посетили порядка 1600 детей и молодежи.