Ещё в декабре прошлого года в России открыли Год театра. Торжество торжеством, а что стоит за этим? Какие мероприятия для развития театрального искусства в Туве будут проведены, как театру привлечь новых зрителей, и отразится ли это на работниках сцены? Об этом и многом другом мы спросили у директора Национального музыкально-драматического театра РТ им В. Кок-оола Станислава Ириля.
Казалось бы, оценить работу театра — дело несложное. Сходи на спектакли, концерты — вот тебе и общее впечатление о деятельности храма искусства. Но в то же время оценить всю глубину не так-то просто. Ведь театр — это сложный живой организм, где на общее дело работают не только актёры, режиссёры и сценаристы. Без грамотного звукорежиссёра, световика, гримёра, художника, дизайнера и многих-многих других ничего не получится. Поэтому одной из главных задач на 2019 год Станислав Ириль видит обучение и повышение квалификации новых и уже опытных сотрудников.
— Театр — это зеркало общества. Что происходит в обычном мире, то сразу переносится на театральную сцену. И это касается не только тех постановок, которые видит наш зритель. Главное в театре — это люди, поэтому повышение квалификации и обучение новых кадров — важнейшая задача на этот год. Должна обновляться труппа, для чего решено подготовить ещё один актёрский курс в Российском государственном институте сценического искусства. Сейчас идут переговоры и подготовка документации. В этом вузе уже обучается молодой художник-постановщик. В Казани учатся трое: гримёр-пастижёр и бутафоры. Это ребята, только окончившие школу. Сейчас нам нужен художник-технолог по костюмам, художник по свету, звукорежиссёр, инженер-электронщик. У этих специалистов по завершении обучения уже будет работа в нашем театре. Например, художник по свету должен уметь работать с цифровыми пультами в соответствии с требованиями времени. Профессия художника-постановщика в театре востребована всегда. Будут специалисты — будет и театр. Ну а творческих планов, как говорится, громадьё.
— В первую очередь интересно, какие премьеры мы увидим на сцене театра в этом году?
— К годовщине 30-летия вывода советских войск из Афганистана уже готова драма «Шурави» по пьесе Чылгычы Ондара «Соолгу ортээл» («Последняя пристань»). Премьера состоится 14 февраля. В апреле тувинского зрителя ждёт трагедия «Кориолан» по пьесе Шекспира. А ведь самого знаменитого драматурга мира на нашей сцене давно не было. В Год театра мы предоставим тувинскому зрителю возможность познакомиться с творчеством великого классика. Впрочем, всех планов раскрывать не буду.
— Уже интересно, Станислав Николаевич. Темы, которые поднимаются в этих постановках, непросты. Значит ли это, что Вы хотите дать пищу для размышлений и воспитать думающего зрителя?
— Сейчас будет тавтология, но театр не должен быть для театра. Театр должен быть для зрителя. Причём, неважно, где этот зритель живёт. Мы планируем добраться до самых отдалённых уголков нашей республики, постараемся посетить каждый населённый пункт. Начались гастроли с отдельными спектаклями в западные районы. Комедию «Три красавицы» уже посмотрели жители Сут-Хольского района. На очереди комедия «Ханума» и детский спектакль «Бременские музыканты». Есть новые постановки, которые хотелось бы показать не только в Кызыле, на нашей главной сцене, но и в районах. Устроено это будет так, чтобы угодить вкусу как детей и юношества, так и взрослому зрителю. Днём будет идти детский спектакль, а вечером — взрослый. Но при этом наши возможности таковы, что в одном населённом пункте мы можем отработать не только один день, а сразу несколько — 4–5. Всё зависит от договорённостей с руководством района. И вот тут ответственность за культурное развитие населения лежит как раз на них.
— Различаются ли вкусы зрителя из глубинки и городского жителя? Не приходится подстраиваться, может, даже выбирать, с каким спектаклем ехать в село?
— Выбирать приходится, но не потому, что в районах люди чем-то отличаются от городских жителей. Любые гастроли — это в первую очередь сложный организационный процесс. Нужно продумать транспортировку, бытовые вопросы. С громоздкими декорациями, конечно, не ездим. Да и многие клубы в глубинке попросту не располагают подходящей для масштабных театральных постановок сценой. Но и тут мы не бросаем своего зрителя. В маленькие сёла едут спектакли с меньшим объёмом действующих лиц и декораций. А самые преданные зрители сами приезжают в Кызыл, чтобы познакомиться с теми или иными постановками. Купить билет на спектакль можно заранее, в электронной кассе на сайте театра. Этот сервис становится всё популярнее. Радует, что кожууны стали очень активными. Во многом это благодаря партийному проекту партии «Единая Россия» «Театры малых городов». В прошлом году народные театры районов уже порадовали новыми постановками, о себе заявили 9 народных театров. В 2019 году эту цифру мы планируем довести до 11. Осенью думаем провести фестиваль народных театров. Принимать участие в нём будут не только народные театры, но и Театр кукол, Театр юного зрителя и даже школьные самодеятельные театры. Охват будет огромный. Но курировать будет, конечно, Национальный театр, так как мы являемся единственным профессиональным театральным коллективом республики. Помогать будем всем. Профессионалы подскажут на местах, как выстроить правильно свет, звук, какие декорации передадут характер местной сцены и покажут в выгодном свете задумку режиссёра. Хочу отметить театры Морена, Монгун-Тайги, Чадана, Шагонара, Эрги-Барлыка за активность и желание учиться, меняться в лучшую сторону.
— В прошлом году зрителей порадовали постановки театров из других регионов России. Мы получили возможность оценить работу московских и калмыцких актёров и сравнить её с игрой нашей труппы. Ожидается ли приезд театров по программе «Большие гастроли» в этом году?
— Работа по программе «Большие гастроли» продолжится. С московскими театрами связь уже налажена. Они приезжали к нам несколько раз. Мечта — привезти коллектив из театральной столицы России — Санкт-Петербургский Большой драматический театр им. Товстоногова. В этом году этот театр отмечает столетний юбилей. Руководство БДТ в принципе готово приехать к нам. Например, планируется показ спектакля «Пьяные». Сразу скажу, что он не о больных алкоголизмом, а имеет глубокое философское содержание. Будет и детский спектакль. Для тувинского зрителя программа «Большие гастроли» — настоящий подарок. Например, в 2017 году в Туву приезжал Российский Академический молодёжный театр со спектаклем «Кролик Эдвард» по книге американской писательницы Кейт Ди Камилло. В Москве билеты на эту постановку раскупают за несколько месяцев, на показ просто невозможно попасть! В столицах цена на билет в театр доходит до десятков тысяч рублей. Наш зритель имеет возможность купить билет намного дешевле. Да и, в принципе, искусство бесценно. Поэтому наш тувинский зритель, можно сказать, счастливчик! И это тоже надо ценить и ходить на спектакли знаменитых российских театров, которые приезжают к нам. В прошлом году — калмыцкий театр. Хотим показать творчество коллег не только с запада нашей большой страны, но и восточнее Тувы. Будут обменные гастроли с Бурятским театром драмы им. Намсараева.
— Когда приезжают театры из других регионов с постановками на русском языке или синхронным переводом на русский национальных постановок, это настоящий подарок для русскоязычного населения республики. Билеты раскупаются моментально. Это говорит о том, что русскоязычный зритель изголодался по театру. Сделан ли хоть небольшой шаг вперед в становлении русской труппы?
— В начале двухтысячных годов сделано две попытки. Отправляли смешанную группу наших ребят учиться в Улан-Удэ и Красноярск. Тувинцы возвращаются, а русскоязычные специалисты остаются в тех городах. Понятно, что там условия лучше, выше уровень жизни. Но мы с этой проблемой будем бороться. Есть желание работать в этом направлении совместно с Центром русской культуры. Несколько лет назад 7 штатных единиц из нашего театра переданы в ЦРК. Эти творческие работники взаимодействуют с нами на всех общих мероприятиях. Республика у нас маленькая, и мероприятия общие. А вот сделать отдельную русскую труппу в рамках Национального театра — вопрос сложный. Нужен отдельный Русский драматический театр. Это было бы замечательно. Театр — искусство не статичное, он должен постоянно меняться, впитывать в себя культуру всех народностей, проживающих в нашей республике. И если будет отдельный Русский театр — это пойдёт только на пользу и нам, и нашим зрителям. А пока мы выходим из положения благодаря синхронному переводу тувинских спектаклей на русский язык. Наушники каждый желающий может получить у администраторов зала перед спектаклем.
— Наш театр ведь МУЗЫКАЛЬНО-драматический. Наверное, и зрители замечают, что в последние несколько лет актёры театра показывают успехи в музыкальном творчестве. Есть отличные голоса, которые выявляются на ставшем уже традиционным конкурсе «Песни белой птицы». Особенно отличаются молодые актёры. Это будет дальше развиваться и поддерживаться?
— Обязательно! Сейчас время такое, что театральные жанры постоянно трансформируются. Драмы, комедии, трагедии сейчас уже не такие, какими были лет десять-двадцать назад. Раньше не только актёры, но в целом большинство артистов пели под фонограмму. Это было время фонограмм. Сейчас — время живой музыки и живого исполнения. Естественно, для актёров это — определённая ответственность. Наши актёры при этом не только сами поют, но и играют на национальных инструментах. Мы обучили в Санкт-Петербурге в РГИСИ двух музыкальных режиссёров — Леонида Кан-оола и Аяну Оюн. Они могут ставить музыкальные спектакли. Есть у нас тувинские оперы «Чечен и Белекмаа», «Ыглаар туруг» («Плачущая скала»). Отрывки из этих опер ставились на нашей сцене. Сайдашем Монгушем поставлен грандиозный «Чадаган»! Помогают нам и музыканты Национального оркестра РТ. Нужно только желание, поддержка!
— А от кого нужны желание и поддержка?
— От наших коллег. После «Чадагана» в Национальном театре и Национальном оркестре появился мощный импульс, желание на создание нового музыкального спектакля. Он может быть основан на традиционной национальной музыке, или с использованием электронной музыки. Неважно, главное — делать что-то, придумывать, творить! У нас есть композиторы, которые могут написать мюзикл, режиссёры, которые могут его поставить, актёры и музыканты, которые могут сыграть. Нужно только не останавливаться на «Чадагане».
— Идет Год театра. Как Вы думаете, он будет сложным для театра и для Вас лично?
— Мы проводили масштабные мероприятия. Это и 100-летие объединения России и Тувы, 80-летний юбилей театра, большие масштабные гастроли, поэтому с организационной точки зрения проблем не должно быть. Весь коллектив Национального музыкально-драматического театра объединился для достижения общей цели. В театре невозможно сказать: «Это сделал я». Театр — труд коллективный.
Алдынай ТЮЛЮШ