У романса есть только одна тема – это любовь
12 марта 2018
Любовь – это жизнь Романс никуда никого не зовет. И не помогает строить «светлое будущее». И не учит, как жить. Абсолютно аполитичная вещь, однако в советское время, особенно с конца 1930-х, были какие-то негласные гонения, романс рассматривали как пережиток царской эпохи, вредный для строителей социалистического будущего. А рассматривать можно как угодно. Все равно он существовал. И «идеологически выдержанные» песни не могли его вытеснить. Например, романс Анюты из кинофильма «Веселые ребята». На экране его пела Любовь Орлова. А на вечере романсов, в муздрамтеатре – Чойгана Кара-Сал. Любовь – это жизнь. И пока люди будут жить – они будут петь о любви. Жанр русского романса выкристаллизовывался долго. Слова могут быть в переводе, например, с немецкого на русский. Или с русского на тувинский. Просто это такой жанр, который ни с чем ни спутаешь. Само слово, как и первые романсы, появилось в Испании, но это были скорее баллады. А русские романсы, милые, тихие и камерные, могли немного изменяться, но не изменяли себе. Идея пришла сама Режиссер вечера русского романса - Марина Идам, Заслуженный деятель искусств РТ. Но кому раньше пришла в голову идея провести такой вечер, ей или Заслуженной артистке Тувы Луизе Мортай-оол, сейчас никто не может сказать. Просто распевались, перед спектаклями, просто были занятия музыкой… Как бы то ни было, но идея появилась. И не было нехватки хороших голосов. Желающих принять участие оказалось много. Так много, что не все смогли и выступить. Испытать себя в роли исполнителя романсов рискнули даже те, от которых мы этого никак не ожидали. Сайдаш Монгуш – лауреат I степени конкурса «Биир кун». И последнее время мы как-то привыкли видеть его на экранах телевизоров в национальной одежде, болели за него, голосовали. А Сайдаш Монгуш в белом смокинге? Это нормально? Нормально, если он исполняет «Не жалею, не зову, не плачу». Директор театра за столом, подписывающий деловые бумаги, – это правильно. А директор с гитарой на сцене – это правильно? Тоже нормально и правильно, а кто бы лучше Станислава Ириля спел «Признание»? Да, идея пришла сама. А потом, кажется, тоже сами собой подобрались исполнители, сформировался репертуар… Вообще-то, подозреваю, что была проделана очень большая и кропотливая работа. Но весь вечер прошел как на одном дыхании. Казалось, что все происходит само собой, что просто выходят девушки из зала к микрофону и начинают петь. Ни одной накладки, ни одной заминки. Весь вечер прошел, как один романс. Удивляться никому не воспрещается Удивляться действительно можно было многому. Имея незначительный дефект речи (когда просто разговаривает), Альберт Хомушку блистательно исполнил и «Как соловей о розе», и премьеру нового романса на тувинском языке. Олимпиада Чавырал вот нисколько не похожа на тихую и скромную Настеньку из фильма «О бедном гусаре замолвите слово». Но романс Настеньки – «Генералы 1812 года» она спела. Не так, как Настенька. Совсем по-другому. Сильно и страстно. Это был первый вечер. А вообще задуман целый цикл таких вечеров. По крайней мере, раз в квартал мы сможем увидеть (и услышать!) новую программу. Вероятно, следующий концерт состоится в мае, и там прозвучат романсы из фильмов. Не хотите ждать несколько месяцев, хотите увидеть раньше? Можно ведь и заказать такой концерт для коллектива. Это будет интереснее, чем банальный корпоратив в какой-нибудь праздник. И будет повод надеть красивое платье! А это тоже немало. Это только кажется, что нарядное платье – безделица. Как просто безделица и сам романс. Но мы же точно знаем, что романс – это любовь. А любовь – это жизнь. Ирина КАЧАН, Информ Плюс